Документы Самарской и Сызранской епархии РПЦ

Концепция молодежного служения РПЦ и прочие общецерковные и епархиальные документы по молодёжному служению Концепция православного приходского молодёжного клуба
к списку разделов документа

Актуальность.
В связи с необходимостью поиска оптимальных форм православного молодежного служения разработка концепции православного молодежного клуба представляется важным и необходимым шагом в развитии православного молодежного служения в Самарской епархии.

Клуб.
Клуб православной молодежи (КПМ) является одной из самых действенных форм развития православного молодежного движения.  КПМ –  это добровольное объединение православной молодежи с целью общения, организации совместной деятельности и досуга, имеющее благословение церковного священноначалия и действующее согласно учению Православной Церкви. КПМ - это церковно-общественная организация, которую нельзя рассматривать вне Церкви. В своей работе КПМ руководствуется принципами христианской жизни, основными документами РПЦ, касающимися молодежной политики и работы с молодежью.
   Главная цель клуба – содействие сохранению и развитию духовности православной молодежи, а также просвещение светом христианской веры невоцерковленной молодежи. Клуб призван заимствовать лучшие черты христианской общины, но при этом должен избегать самозамкнутости. Данная концепция намечает лишь стратегическую цель развития клуба, более частные цели члены клуба определяют самостоятельно, учитывая нижеследующие рекомендации.

Организация и деятельность клуба.
Открытие нового клуба православной молодежи должно быть благословлено правящим архиереем и быть согласовано с руководством отдела по делам молодежи.  
Как правило, работа клуба начинается с совместных встреч православной молодежи, в ходе которых обсуждаются различные вопросы, устраивается чаепитие. Это первый этап развития клуба. При этом должны соблюдаться некоторые простые принципы подобных встреч, что поможет сделать первые шаги к становлению молодежной православной общины.
1.    Наличие священника, способного дать компетентный и грамотный ответ по вопросам православной веры и иным вопросам, возникающим у молодежи. Обычно священник может выступать в роли модератора (ведущего) собрания.  Тем не менее, возможна ситуация, когда роль модератора выполняет выбранный священником и клубом молодой человек, имеющий надлежащий уровень богословских знаний и способности к руководящей работе.
2.    Свобода доступа на собрание клуба. Недопустимо ограничивать  число посетителей клуба только православной молодежью. В клуб может прейти любой человек, не имеющей своей целью оскорбление участников клуба или их религиозных чувств.
3.    Нормальная атмосфера общения. С одной стороны, каждый человек должен иметь возможность высказать свое мнение и получить ответ на интересующий его вопрос. С другой стороны, следует избегать долгих споров и прений. Возможны конструктивные дискуссии, в ходе которых представляется возможным разрешить спорные моменты, либо лучше разобраться в чем-либо. Не представляется нормальным, если во время обсуждения общей темы часть людей мешают беседе разговорами на посторонние темы. Представляется положительным соблюдение элементарных правил диалога.
4.    Обсуждаемая тема должна быть интересна большинству присутствующих. Несмотря на то, что обсуждение узких богословских моментов также необходимо, нужно посвящать время объяснению простых вопросов, практической стороне жизни христианина.
5.    Желательно участие в беседе всех пришедших на встречу. Руководитель собрания должен уметь вовлекать в разговор тех, кто стесняется говорить или считает, что его мнение никому не интересно. Это следует делать ненавязчиво и не следует каким-либо образом порицать тех, кто не активен и не проявляет желания принимать участие в обсуждении темы.
6.    Внимание к пришедшим  в клуб первый раз. Совершенно не обязательно заставлять людей рассказывать о себе, как они живут и т. п. Достаточно проявить внимание в личном порядке. Желательно, чтобы при клубе был человек, который занимался этим вопросом.
7.    Разнообразие встреч. Помимо стандартной беседы, необходимо разнообразить досуг клуба. Можно приглашать людей из самых разных сфер общества, проводить тематические занятия, круглые столы. Хорошо вместе смотреть фильмы, обсуждать последние музыкальные новинки, устраивать творческие и литературные вечера, праздновать вместе церковные праздники, совершать паломнические поездки, устраивать спортивные и туристические мероприятия.
Одновременно с претворением в жизнь вышеизложенных принципов необходимо проявлять заботу о духовной жизни молодежи. В этом направлении можно выделить следующие моменты:
1.    Разумность требований. Поскольку духовный уровень молодежи различен, не следует применять к ней монашеские идеалы жизни, но лучше учить молодежь жить осознанной христианской жизнью, помогать преодолевать трудности подобного образа жизни, способствовать искоренению греховных привычек и наклонностей.
2.    Духовная помощь. Дело это не только священника, который духовно окормляет клуб, но и всей молодежи. Опыт веры друг друга иногда бывает лучшим учителем, чем самое мудрое наставление и пламенная проповедь. Духовное попечение священника о молодежи подразумевает под собой не выдачу благословения на то или иное действие, а адресную духовную помощь в ней нуждающимся. Хорошо, если священник имеет дружеские и доверительные отношения с молодежью. При этом роль духовного руководителя должна быть заслужена собственным примером жизни, а не навязана сверху.
3.    Совместная Евхаристия. Важно понимать, что настоящее единство христиане обретают во Христе, поэтому следует отметить важность и необходимость совместной Евхаристии членов клуба. Учитывая наличие ряда сложностей в этом вопросе, можно было бы порекомендовать причащаться вместе на Пасху, Рождество и, по возможности, на двунадесятые праздники. Евхаристия должна стать той основой, на которой созидается православная молодежная организация.
4.    Молитва друг за друга. Еще одним существенным аспектом в жизни клуба является совместная молитва. Хорошо, если в практику встреч войдет молитва всех присутствующих за попавших в беду, нуждающихся в помощи. Хорошо, если молодежь будет практиковать молитвы по соглашению.
5.    Участие священника во всех благих начинаниях молодежи. Это позволит по-настоящему поддержать молодежь и укрепиться в вере. Хорошо ходить вместе с молодежью в походы, участвовать в концертах, играть в футбол и т.п.
Помимо духовного окормления следует уделять внимание систематическому просвещению молодежи в части основ христианской веры, Священного Писания, литургического Предания, догматического и нравственного богословия. Можно читать курс лекций по названным предметам, организовывать библейские кружки.
Ответственный за реализацию просветительского направления должен иметь богословское образование, либо благословение священноначалия на подобную деятельность.
Следует понимать, что само наличие православного молодежного клуба с нормальной атмосферой общения позволяет эффективно проводить работу с молодежью. Тем не менее, поощряется активная деятельность клуба в самых различных областях и направлениях.
Можно выделить два крупных направления деятельности: миссионерская и социальная. Следует заметить, что данные направления неотрывны от работы по содействию духовному, интеллектуальному, культурному росту молодежи, принимающей участие в работе по данным направлениям.
К миссионерской деятельности можно отнести проведение встреч с молодежью, организацию дискуссионных клубов, клубов публичной политики, проведение вечеров авторской песни и организация клубов с подобными направлениями, организацию спортивных команд, организацию праздников и различных игр,  организацию киноклубов и туристических походов, велопробеги, клубы исторического фехтования и прочее. Поощряется любая деятельность, соответствующая главной цели клуба, не несущая в себе духовного вреда и не побуждающая к нарушению нравственных норм.
К социальной деятельности можно отнести работу с детскими домами и приютами, посещение больниц, оказание помощи пожилым людям, семьям священников, сбор помощи нуждающимся, помощь в работе с детьми-инвалидами и прочее.
В случае, если клуб осуществляет какую-либо работу необходим следовать следующим положениям:
1)    Духовный рост как основа и приоритет.  Проведение конкретных мероприятий не должно препятствовать духовному росту молодежи. В обратном случае, сам смысл такой деятельности теряет смысл. Деятельность клуба должна иметь под собой духовную основу,  крайне нежелательна деятельность ради деятельности. В отличие от светских мероприятий, деятельность, проводимая членами клуба, должна способствовать формированию у молодежи правильного представления о православии   помогать ей приходить в Церковь.
2)    Адресность. Начиная работу по конкретному направлению следует наметить ту группу молодежи, для которой оно открывается. Поощряется, если члены клуба смогут полноценно участвовать в мероприятиях данного направления. Иными словами, какая бы работа не велась, она должна быть и для православной молодежи, способствовать сплочению и укреплению дружбы членов клуба.
3)    Добровольность. Члены клуба не должны принуждать к чему бы то ни было в явной или неявной форме, с помощью методов психологического давления, напоминания о послушании и прочем. Решение об участии в той или иной сфере должно быть сознательным и свободным.
4)    Ответственность. В случае, если член клуба принял решения работать по какому-либо направлению, то он должен действовать качественно, добросовестно и в течение достаточно длительного промежутка времени. В случае, если член клуба не имеет возможности продолжать деятельность в силу каких-либо причин, он должен отказаться от данного направления, в чем нет ничего предосудительного. Желательно, если он сможет найти себе подходящую замену.
5)    Качество работы. Независимо от того, в какой сфере проводится деятельность, должен быть обеспечен надлежащий уровень подготовки членов клуба, работающих по данному направлению. Желательно, чтобы организация того или иного мероприятия соответствовала уровню подобных мероприятий, проводимых другими организациями.
6)    Сохранение и поддержка существующих достижений. Новые направления работы должны открываться лишь в том случае, если существующая на конкретный момент деятельность не потерпит ущерба. Не следует в угоду чему-либо новому отказываться от других направлений деятельности. Прекращение работы по какому-либо направлению должно восприниматься как крайне нежелательный факт.
7)    Информационная поддержка. Крупные мероприятия должны освещаться прессой и прочими СМИ, необходимо регулярно оповещать молодежь о существовании клуба и ведущихся при нем  направлениях работы.  Информационная политика клуба проводится согласно Положения об информационной политике СПМД. Клуб может иметь свою символику, которая не носит антихристианский характер и не нарушает морально-нравственные ценности граждан. Клуб может вести краткую летопись своих занятий, отмечая наиболее интересные моменты.
8)    Наличие четкой иерархии управления. Православное мировоззрение не отменяет необходимости контроля и координации работы. При реализации конкретных направлений должны быть определены их руководители, способные грамотно и эффективно планировать работу. Желающие проводить работу по конкретному направлению должны согласовать свои действия с руководителем и в дальнейшем следовать его указаниям. Руководители направлений могут назначаться руководителем клуба либо выбираться членами клуба.
Как уже упоминалось выше, клуб не есть самозамкнутая структура. Клуб является участником Самарского епархиального православного молодежного движения (СПМД) и, как следствие, Всероссийского православного молодежного движения. По возможности, клуб должен принимать участие в деятельности, проводимой на уровне городов, Самарской области и во всероссийских мероприятиях. Поощряется активность клуба и помощь в проведении областным мероприятий, поскольку это способствует развитию СПМД и позволяет повысить эффективность работы самого клуба. При желании, клуб может вести отдельное направление в деятельности СПМД при наличии разрешения руководства движения. Деятельность, проводимая на областном уровне, должна соответствовать вышеизложенным принципам деятельности клуба.
Руководство православного молодежного клуба состоит из руководителя клуба и руководителей направлений деятельности клуба. Руководитель клуба может назначаться священником, выбираться членами клуба, по просьбе членов клуба может назначаться руководителем епархиального молодежного отдела или руководителем СПМД. В любом случае, большинство постоянных участников клуба должны быть согласны с кандидатурой руководителя. Следует понимать, что руководитель несет ответственность за развитие клуба и несет ответственность перед руководством СПМД.
Недопустимо использовать руководство клубом для реализации каких-либо своих амбиций, интриг и прочих вещей, порождаемых гордостью человека. Надо понимать, что должность руководителя связана не с властными полномочиями, а со служением людям. Руководитель должен содействовать развитию клуба своим личным примером служения, помогая остальным членам клуба. Руководитель клуба – старший среди равных. Члены клуба ведут свою работу в соответствии с указаниями руководителя клуба. Не следует проявлять агрессию или неподчинение по отношению к руководителю клуба. В случае, если его деятельность не устраивает большинство членов клуба, то необходимо урегулировать вопрос, соблюдая мир и любовь друг к другу. Руководитель клуба может переизбираться в зависимости от способа его избрания. В любом случае, мнение членов клуба должно учитываться.
Руководство СПМД избирается и действует согласно правилам, применяемым к руководству клуба. Руководитель СПМД назначается руководителем епархиального отдела по делам молодежи. При этом необходимо учитывать мнение молодежи, участвующей в СПМД.
Поощряется активное участие клуба в информационно-методической деятельности. Хорошо, если клуб сможет регулярно предоставлять информацию о себе и новостях в областную православную молодежную газету, на официальный сайт отдела по делам молодежи Самарской епархии и СПМД, а также в иные православные СМИ Самарской области. Помимо участия в областной информационной деятельности, клуб может издавать собственные периодические издания, размещать информацию о себе в сети Интернет, сотрудничать с СМИ различного уровня. При ведении самостоятельной информационной деятельности, разработке собственных бланков и символики, необходимо указывать, что клуб является членом СПМД. Заявления от лица клуба имеют право делать лишь уполномоченные на то люди, как правило, руководитель и руководитель пресс-службы.
Существует ряд негативных моментов, появления которых следует всячески избегать.
1)    Разделения участников клуба на «членов клуба», обладающих определенными правами, и посетителей, проходящих «испытательный срок». Оправданием подобной практики не может служить ни вера, ни срок посещения клуба, ни участие в деятельности клуба. Никто не должен чувствовать себя человеком «второго сорта».
2)    Превращение клуба в партсобрание, проводя бесконечные совещания, составляя протоколы встреч. Тем более недопустимо вести списки присутствующих и отсутствующих или требовать от людей регулярного посещения занятий. Важно понимать, что клуб создается ради людей, а не люди должны приходить для поддержания работы клуба.
3)    Поддержка клубом антицерковных настроений, неофитства и различных заблуждений псевдоправославного толка, как то проповедь монархии как единственно богоугодного способа правления, повышенного внимания к ИНН, паспортам и прочим подобным вещам, обрядоверия, обличение священноначалия и т.п.
4)    Поощрения в клубе совопросничества и раздоров по различным вопросам, в том числе и вероучительным. Выяснение некоторых несущественных для спасения моментов может создавать угнетающую атмосферу в клубе и вредить духовному состоянию посетителей. Известно, что споры ради споров не могут привести к положительному результатам. Критерием правильности того или иного мнения должен служить авторитет Священного Предания.
5)    Навязывания клубу тех или иных видов деятельности. Молодежь выбирает для себя те направления молодежного служения, которые в силах выполнить, если есть свободное и осознанное желание работать по конкретному направлению.
6)    Принуждения членов клуба к посещению служб, молебнов, акафистов. Люди должны сознательно участвовать в богослужении, и насильственное стояние на службе в данном случае не принесет пользы молодому человеку, а лишь оттолкнет его от Церкви.
Единственной причиной закрытия клуба православной молодежи может  быть отсутствие в нем надобности у молодежи. В случае, если руководство и члены клуба принимают решение о закрытии клуба, то необходимо согласовать данный вопрос с руководством отдела по делам молодежи и СПМД. В случае, если причина закрытия клуба заключается в иных моментов, руководство СПМД должно принять меры к восстановлению нормальной работы клуба.


Возврат к списку разделов документа


Форум