Документы Самарской и Сызранской епархии РПЦ

Концепция молодежного служения РПЦ и прочие общецерковные и епархиальные документы по молодёжному служению Миссия молодежного служения русской православной церкви
к списку разделов документа

Православное молодежное служение - служение миссионерское. Для всякого миссионерского служения его главная цель - приход ко Христу. Существо право­славного молодежного служения состоит в том, чтобы проповедать среди молоде­жи и привести молодежь в Церковь. Это служение определяется как:

  • во-первых миссия Церкви среди молодежи;
  • во-вторых миссия молодежи в Церкви.

Чтобы привести молодежь в Церковь Христову от каждого члена Церкви тре­буется жертва любви. Жертва эта, в многотрудном наставническом делании, оку­питься сторицей потому как по слову Господню: "Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего". (Ин. 15; 4, 5)

Церковь нуждается в молодых помощниках, но молодежь в несравненно большей степени нуждается в Господе - потому эти нужды суть одно. Содейство­вать исполнению этих нужд предназначение православного молодежного служе­ния.

а) Миссия Церкви среди молодежи

1. Образование и просвещение молодых людей светом Христовым

Человечество всегда понимало необходимость особого внимания к людям мо­лодого поколения. При этом главное внимание уделялось системе образо­вания молодого человека. В Православной Церкви понятие "образования" связы­вается со словом "образ". Бог сотворил человека "по Своему образу и подобию". Образ Божий был разрушен и потемнен грехом. Восстановление "образа" и есть главная цель христианского аскетического подвига. "Будьте подражателями мне как я Христу" (Кор. 11; 1)- возвещает святой Апостол Павел, призывая верных к восстановлению и усовершению в себе Божественного подобия, указывая на Свя­щеннейший Образец совершенства новых человеков, воссозданных, обновлен­ных искуплением" (Свт. Игнатий Брянчянинов).

В православной традиции указывается на необходимость одновременного об­разования ума и сердца человека. "Свет одного научного образования без истины Христовой есть свет луны без солнца. Свет холодный, безжизненный", - писал Святитель Московский Филарет (Дроздов). В образовании человеческой личнос­ти участвует сам человек, Божий промысел, Церковь и человеческое сообщество.

В тесной связи с образовательным процессом находится процесс воспитания, под которым мы понимаем целенаправленные действия общества, направленные на всестороннее развитие человека.

2. Поддержка общения молодых людей, основанного на христианских отношениях

Молодежи всегда было свойственно два ведущих стремления: к учению и к общению. Душевная природа молодого человека диалогична. В подростковом и юношеском возрасте потребность в личностном общении со сверстниками становится насущной потребностью. Все жизненные явления подросток и юноша рассматривает через призму общения, диалога со своими друзьями.

Потребность молодежи в общении активно используют дельцы шоу-бизнеса и наркоиндустрии, говоря молодым людям: "Приходите к нам, вы нам нужны, общайтесь с нами и у нас". Человек чувствует, что к нему проявляется интерес, он ну­жен, востребован. Он слишком поздно понимает, что проявленное к нему внима­ние со стороны "индустрии порока" было необходимо только для того чтобы пора­ботить его низменным животным чувствам и заполучить его материальные ценно­сти, молодую энергию, искренне доверие. Он поздно понимает, что такие средства общения, как наркотики, разрушают в нем личность, а те ценности, которые он вы­брал, делают его жизнь бессмысленной и пустой. Когда молодой человек это осо­знает, то уже перестает быть молодым человеком. Ибо молодость - это состояние души, готовой к преображению во Христе. Утратив эту готовность, человек оказы­вается на краю пропасти. Волна суицидов, маргинализация и криминализация со­временного молодого поколения - это плата общества за невнимание к потребнос­тям молодежи к её интересам и сущностным основам её жизни.

Православная Церковь способна проявить подлинную заинтересованность в судьбе молодых людей и потребность в каждом человеке как в личности, свободно ищущей Христа. Вся Церковная жизнь подчинена единому Божественному закону: "Весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя" (Гал. 5; 14). В Церкви молодые люди способны обрести единомышленников и верных друзей, найти опору и утешение в житейских трудностях, обрести радость человеческого общения.

Церковь способна дать человеку высшую возможность общения - евхаристиче­ское общение. Православная Церковь способна наполнить, напитать бытие чело­ века подлинным смыслом. "Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха". (1-е Иоанна 1; 7)

3. Содействие в организации свободного времени молодежи для нравственного самосовершенствования

Освободившись от обязанностей в семье, по хозяйству и не приобретая обязанностей по содержанию собственной семьи, молодые люди получили огромный по­тенциал свободного времени, не занятого непосредственно учебным процессом. По данным социологических исследований за последние сто лет этот потенциал возрос в десятки раз.

Если современное общество в той или иной степени способно управлять учеб­ным процессом юных граждан, то свободное время сейчас все больше переходит под контроль асоциальных структур. Шоу-бизнес, выпуск печатной и видеопродук­ции, компьютерные программы, сеть "Интернет" пропагандируют насилие, ци­низм, вседозволенность, превращая молодого человека в раба страстей, похотей, сиюминутных желаний. В таком безумном времяпрепровождении как нигде удает­ся замысел врага обезличить человека, унизить в нем божественный образ и поработить греху.

Сегодня назрела еще одна потребность церковного служения - в организации свободного времени, досуга молодого человека. Современные социологические ис­следования выявили интересную закономерность между организацией свободного времени подростка и его будущим профессиональным ростом. Чем меньше оставалось у подростка неорганизованного свободного времени, тем успешнее в дальнейшем был его профессиональный рост. Свободное время - это дар, который следует употребить во благо. "К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу". (Галатам 5; 13) Церковный приход должен позаботиться о том, чтобы как можно больше свободно­го времени молодой человек обратил на свое самосовершенствование, употребил в собственную пользу Будь то игра, поход или лагерь, кружковое занятие или спор­тивная секция, просто общение со сверстниками, если им будет придана добрая нравственная основа их влияние на душу молодого человека скажется самым бла­готворным образом.

"Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд" (Еккл. 11; 9).

4. Призвание молодых людей к служению Богу, Отечеству и ближнему, дабы исполнилось человеческое предназначение

Современные молодые люди зачастую с апатией, полным безразличием отно­сятся к какой бы то ни было деятельности. Не видя смысла своей деятельности, не имея уверенности в ее значении молодые люди влачат существование ни о чем не заботясь. Понятие долга, в стране многие годы основывавшейся на власти лжи, было дискредитировано и для новых поколений стало пустой абстракцией. В действительности человеческая жизнь не подчиненная христианским законам превращается в бессмысленный, бесплодный сизифов труд. Даже труд во имя ус­ловных общечеловеческих, или так называемых демократических ценностей, способен лишь имитировать подлинное человеческое служение, поскольку не имеет конечной цели.

Полноценно человек способен раскрыться только в служении по Божествен­ным установлениям. Господь установил человеку трудиться: "Много трудов пред­назначено каждому человеку, и тяжело иго на сынах Адама, со дня исхода из чре­ва матери их до дня возвращения к матери всех". (Сирах 40; 1). В честном, усерд­ном, соответствующем призванию и талантам - труде, молодые люди способны обрести чувство исполненного долга, радость творчества, стать ответственными и самостоятельными. Господь даровал человеку многие таланты и возможности -главная из которых достойно пройти свой жизненный путь. Молодые люди, не осознавшие собственного человеческого предназначения в этом мире, теряют ин­терес к жизни, расточают в пустых и суетных затеях свои земные дни. Апостол призывает употребить все ниспосланные нам дары для исполнения человеческо­го долга: "Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые до­мостроители многоразличной благодати Божией..." (1 Пет. 4; 10, 11)

5. Укрепление семьи как малой Церкви, осуществляющей ответственность родителей и детей перед Богом и друг перед другом

Жизнь и воспитание молодого человека в прежние века проходила в Церкви, в учебном заведении и в семье. Семья, как малая церковь, способна была всячес­ки содействовать развитию личности в традициях христианского благочестия.

В настоящее время семья переживает глубокий кризис. Глубокое духовно-нравственное оскудение привело к ослаблению традиционных семейных связей. Развитие цивилизации освободило участников семьи от необходимости жесткой интеграции для поддержания физического существования. Семейный союз пре­вратился в поле брани между супругами, родителями и детьми.

Последствия разрушения традиционных семейных отношений, отсутствие ответственности и заботы членов семьи друг о друге имеют самое разрушительное значение для всего общества. Уход детей "на страну далече", их заражение с ранних лет жестокостью и цинизмом, физическое вымирание нации - последствия родительского попустительства. "Если кто о своих, и особенно о домашних, не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного" (1 Тим. 5; 8)

Дети, лишенные страха Божьего перестают чтить родителей, забывая установление: "Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе было хорошо и чтобы про­длились твои дни на земле" (Исх. 20; 12)

Следует приложить немало усилий, дабы в первую очередь, оказать поддержку родителям в осуществлении православного воспитания детей, сообщить им осно­вы вероучения и призвать к ответственности за детей перед Богом. "Не дети долж­ны собирать имение для родителей, но родители для детей" (2 Кор. 12; 14)

б) Миссия молодежи в Церкви

1. Дело личного спасения

Прежде всего миссия Церкви среди молодежи состоит в том, чтобы наставить ее на истинный путь, который есть Господь Иисус Христос и которым осуществ­ляется личное спасение каждого обратившегося и уверовавшего: "Я есмь дверь: кто войдет Мною тот спасется" (Ин. 10; 15) Православное молодежное служение имеет единственный смысл в содействии делу личного спасения каждого из чле­нов Святой Церкви.

Молодые люди не составляют особую группу верующих членов Церкви они лишь взыскуют к себе, в силу различных душевных качеств, особого обращения до той поры как станут по слову Апостола: "Одно тело и один дух, как вы и при­званы к одной надежде вашего звания" (Еф. 4; 4)

Став истинными чадами Церкви Христовой молодые люди продолжат дело отцов и в будущем составят основу церковного сообщества. "Для меня нет боль­шей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине". (3 Иоанна 1; 4)

2. Помощь в Церковном делании, расширение социального служения Церкви

Есть особые области церковного делания в которых молодые люди смогут ока­зать действенную помощь. Молодежь способна значительно расширить социаль­ное служение Церкви: уход за больными и стариками, помощь детям и подрост­кам, оказавшимся в трудных житейских ситуациях, трудовая и благотворительная поддержка нуждающимся. Дела милосердия и доброго соработничества свойст­венны, исполненной сил и душевных стремлений юности и питают ее всем необ­ходимым для возрастания в Господе. "Чего не собрал ты в юности, - как можешь приобрести в старости твоей?" (Сир. 25; 5)

Общественная деятельность православного христианина имеет единственно оправданный смысл исполнить Господнее наставление: "Вы - свет мира. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрыя дела и прославляли Отца вашего небесного" (Матф. 5; 14, 16) Участие православного человека в обще­ственной жизни есть немолчная проповедь евангельских истин противостоящих "проходящему образу мира сего" (1 Кор. 7; 31).

Молодым людям, исполненным Веры, многое под силу. Примером тому биб­лейское предание о Давиде и Голиафе. Все говорило о нелепости единоборства юного пастуха Давида и "воина от юности своей" (1-я Царств 17; 33) филистимля­нина Голиафа. Но сказал Давид "ты идешь против меня с мечом и копьем и щи­том, а я иду против тебя во имя Господа." (1-я Царств 17; 45) и победил казавше­гося непобедимым. Современный Голиаф многолик - это наркомания, криминал, распущенность, нравственный нигилизм. Безусловно самостоятельно молодежи с этими проблемами не справиться, но и общество без поддержки самой молодежи никогда не победит современного Голиафа. И в этой поддержки православная мо­лодежь может и должна стать опорой обществу.

3. Проповедь среди сверстник

Всякому находящемуся в нужде легче воспринять поддержку от того кто нахо­дился в его положении и звании, но победил нужду. Так и молодым людям подчас легче прислушаться к своим сверстникам и через их опыт богобщения прибли­зиться к Слову Божьему в котором они никогда не буду иметь житейской нужды. "Господь - Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться" (Псалтирь 22; 1)

Проповедь молодежи должна не только заключаться в словесном наставлении но прежде всего являть пример христианского образа жизни. "И слово мое и про­поведь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы" (1-е Коринфянам 2; 4)

Простая, искренняя проповедь молодого человека, соединенная с горячим стремлением к благочестивой жизни, способна покорять сердца и улавливать души. "Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте". (1 Тим. 4; 12)

Возврат к списку разделов документа


Форум