Вход на форум
Логин:
Пароль:
Запомнить меня на этом копьютере
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 След.

Промах о. Андрея Кураева

Об очередных оскорблениях отца Андрея Кураева в адрес архиерея …

К сожалению, пожелание Святейшего Патриарха Кирилла повысить уровень дискуссий в социальных сетях услышано не всеми. Парадоксально, но среди духовно глухих лиц оказались те, кто козыряет своей как будто бы близостью к Святейшему Патриарху, конкретно - уважаемый протодиакон отец Андрей Кураев.
17 июля сего года в своем Живом Журнале он в недопустимо грубой форме обрушился на выступление архиепископа Красноярского Антония в связи с вопросом о катехизации. Чего только нет в этом материале! И «штампы советской пропаганды», и «советские газеты за завтраком». По мнению о. протодиакона, «в Красноярской епархии реинкарнировался дух Короля-Солнца с его незабвенным «Государство - это я!». Вот еще шедевр обличительства, по стилю и духу сопоставимый с текстами нигилистов шестидесятых годов XIX в.: «Кроме того, если бы и в самом деле владыка верил в то, что он написал, он, наверно, иначе управлял бы епархией. Он бы не стал считать преимущественным направлением епархиальной миссии пышные концерты и фестивали церковных хоров». Достаточно заглянуть на сайт Красноярской епархии, чтобы убедиться в очевидной несправедливости слов отца Андрея.
Особенно возмутителен следующий пассаж: «Владыка Антоний в тех случаях, когда он не отдыхает в Испании или США, любит обличать латинскую ересь». Во-первых, откуда отцу Андрею известно, где отдыхает Владыка? Он что, на таможне стоял, или за билетами для него бегал в аэропорт? Где об этом существует официальная информация? А если ее не существует, то хорошо ли диакону заниматься подглядыванием в замочную скважину? А во-вторых, какое ему до этого дело? Можно пойти очень далеко, выясняя, где и за сколько отдыхали весьма уважаемые лица, в том числе и сам отец Андрей. Не найдется ли тогда новый надувало-Фагот из известных служб, который устроит «черную магию с разоблачением» и спросит отца Андрея: «А где Вы отдыхали, уважаемый Андрей Вячеславович с такое-то по такое-то число? И на чьи денежки?»
Резюмируя этико-стилистическую сторону материала, можно сказать следующее. Текст отца Андрея написан в худших традициях советской антирелигиозной пропаганды - в духе Ярославского и Суслова. Но создан-то он протодиаконом, который самим духом своего служения должен быть воспитан в благоговении перед высотой архиерейского служения: ведь на каждое литургическое действо диакон берет благословение архиерея! Или в литургии одно, а в жизни - другое? Но тогда лицемерие какое-то получается.
Если отцу Андрею кажется, что владыка Антоний неправ, то для выражения своих недоумений и скорбей он вполне мог избрать веками отработанные формы печалования и вежливых вопросов. Как бы его ни заботили вопросы миссии и катехизации, нельзя переходить границы церковного этикета и христианской этики. Во имя будущих миссионерских успехов нельзя попирать существующую архиерейскую честь и ставить под сомнение наличествующую архиерейскую власть: это - курс на дезинтеграцию Церкви, в конечном счете - на раскол.
Вообще, для непосвященного человека непонятно, что происходит: если у священноначалия вообще и руководства отдела образования и катехизации есть претензии к правящему архиерею Красноярской епархии, то их, согласно церковным обычаям, озвучивают по закрытым административным каналам, а не вываливают в ЖЖ. Иной путь был бы деструктивным. Возможно, отец Андрей действует от себя, занимается непозволительными импровизациями, стяжая себе сомнительную славу героя-обличителя за счет архиерейской чести и славы. Если это не так, то хотелось бы попросить уважаемого о. протодиакона представить письменное благословение на этот текст.
Данный текст, как и резкие и несправедливые выступления против других архиереев (архиепископа Владимирского Евлогия, архиепископа Тобольского Димитрия) по своему духу и стилю вполне подпадает под 55 апостольское правило: «Если кто из клира досадит епископу: да будет извержен, ибо «правителю людей твоих да не говори зла» (Деян. 23:5)». «Досадит», по-гречески ubrizei - означает «оскорбит». В правиле не сказано, «оскорбит незаслуженно», смысл его состоит в наказании за любое оскорбление архиерея, тем более, что во многом отец Андрей не прав и по существу, но это - отдельная тема, к которой мы еще вернемся.
К сожалению, отец Андрей пытается оскорбить своего духовного отца, каковым для дьякона должен являться любой архиерей, к тому же - заслуженного человека, отмеченного многими наградами, за 20 лет обустроившего Красноярскую епархию, который даже по возрасту отцу Андрею в отцы годится.
В завершение следует напомнить слова Святейшего Патриарха Кирилла: «Это, конечно, огромный вызов, потому что когда священник подписывается своим полным именем, когда все остальные знают, что это священник говорит, то ответственность очень высока. Поэтому я призываю духовенство участвовать во всей этой современной жизни, в этом обмене информацией, но только с очень высоким чувством ответственности. Нельзя просто болтать в Интернете, нельзя свои собственные мысли подавать таким образом, чтобы люди воспринимали это как мысли Церкви. Поэтому, с одной стороны, я призываю духовенство к тому, чтобы они активнее использовали эти новые конверты для переписки, но, с другой стороны, учитывая, что возрастает ответственность, предлагаю очень серьезно готовиться как в духовном, так и в интеллектуальном смысле для участия в такого рода работе».
Надлежит также исполнить приятный долг - поздравить владыку Антония с 20-летней годовщиной восстановления Красноярской и Енисейской епархии и пожелать дальнейшего развития его успешной деятельности и многая и благая лета.
Диакон Владимир Василик, доцент Санкт-Петербургского государственного университета, специально для «Русской народной линии».
иерей Олег
Цитата
Данный текст, как и резкие и несправедливые выступления против других архиереев (архиепископа Владимирского Евлогия, архиепископа Тобольского Димитрия) по своему духу и стилю вполне подпадает под 55 апостольское правило: «Если кто из клира досадит епископу: да будет извержен, ибо «правителю людей твоих да не говори зла» (Деян. 23:5)». «Досадит», по-гречески ubrizei - означает «оскорбит». В правиле не сказано, «оскорбит незаслуженно», смысл его состоит в наказании за любое оскорбление архиерея, тем более, что во многом отец
Вы, кажется, возмущались тем, что я применяю к Кураеву слово "Анаксиос"? Я делаю это в строгом соответствии с апостольским правилом. За то, что Кураев хамит архиереям.
У Кураева - звёздная болезнь. Бывает такое: возомнит человек о себе невесть что. Человек, действительно наделённый многими талантами. И начнёт куролесить. А таланты-то Господь у него уже мало-помалу отнимает за гордость. И остаётся звёздная болезнь и толпа поклонников, которая ценит его за прошлые заслуги. Точно также было в своё время со Львом Толстым. После романа "Война и мир" - вершины его творческой карьеры, он писал всё слабее и слабее, а вместе с тем от гордости дошёл до богохульства и ереси.
От редакции "ИР":

Предлагаем вниманию читателей интересный, на наш взгляд, ответ насельника Троице-Сергиевой лавры иеромонаха (ныне игумена) Симеона (Гаврильчика) диакону Андрею Кураеву.

Написан он был почти три года назад как комментарий на Форуме миссионерского портала отца диакона, когда в обсуждении статьи, разоблачающей неправоту некоторых высказываний последнего, тот в хамоватом тоне заявил: "Ну, авторство этой статьи - отнюдь не бином Ньютона. Это иеромонах Симеон Гаврильчик из Троице-Сергиевой Лавры. Когда-то преподавал в МДС, потом его оттуда попросили за то, что подговаривал семинаристов стучать на профессоров. Борец с ИНН".

Отец Симеон, корректно, но твердо отвечая отцу Андрею, пролил свет на уже ушедшие по понятным причинам в тень события и напомнил, что диакон А.Кураев вместе с другими модернистски настроенными священнослужителями и богословами ранее противился канонизации святой Царской Семьи. Кроме того, о. Симеон коснулся и других актуальных на сегодняшний день проблем - таких, как глобализация и проповедь неправославных учений в стенах духовных школ.



ЛОЖЬ ВСЕГДА ПРИКРЫВАЕТСЯ ПРАВДОЙ 1

О том, как модернисты противились канонизации Царской Семьи

Дорогой о.Андрей!

Прочтя сегодня Ваш комментарий в разоблачении имени иеромонаха Сергия Троицкого, я еще и еще раз убеждаюсь в том, что Вы не умеете вести себя по-христиански. Никакого отношения к иеромонаху Сергию Троицкому я не имею и с ним не знаком, хотя с содержанием опубликованной здесь статьи полностью согласен. Звание профессора обязывает человека и к соответствующей порядочности и уважению мнения и личности других людей. В чем смысл Вашего выпада? Других синонимов я не стану употреблять, чтобы не уподобляться Вам и Вашему стилю пошлить и грубить.

Относительно моего отстранения от преподавания в Духовной Академии Вы откровенно лжете. Вы не могли сами знать о подлинных причинах моего устранения, поскольку Вы в то время не являлись членом профессорско-преподавательской корпорации. Строить мнения на непроверенных слухах, а потом выставлять "на позор" читающей Ваш сайт публики - это подлость. Вы только такими методами безчестите свое имя. Ради пользы читателей и разоблачения Вашей клеветы, я объясню, каковы же были подлинные мотивы моего исключения из состава преподавателей МДА и С.

Во-первых меня отстранили без предупреждения и объяснений. Хотя причина мне была известна, и я ее Вам и читателям Вашего сайта объясню. Первая и главная причина - это организация в стенах Академии по благословению Преосвященного Владыки ректора выставки, посвященной Святым Царственным Страстотерпцем. В ней были даны уникальные копии редких фотографий и документов. В это же время в 1999 г. проф. А.И. Осипов стал разъезжать по всей стране со своими безобразными и гадкими выступлениями против канонизации Царской Семьи. Напомню, что и Вы были ярым противником канонизации Святых Царственных Мучеников.

А.И. Осипову крайне не понравилась эта выставка, которая обличала его клевету и грязь, потоками лившиеся на Царскую Семью. Но, как замечательно говорит свт. Филарет, митрополит Московский, в своем Катехизисе о Божественной промысле: "Что даже попущенное зло, Он обращает во благо". Выставка объездила половину страны и принесла свои замечательные плоды - Царственные Страстотерпцы прославлены в лике Святых Новомучеников Российских.

Что же касается А.И. Осипова, то он буквально требовал от Владыки Ректора убрать выставку и развязал конфликт со мной путем лжи. После выхода статьи о. Александра Шаргунова и выступлений о. Валенитина Асмуса Осипов требовал и их отстранения от преподавания. Со мной справиться было легче, т.к. я еще не имел известности и авторитета.

Вторая причина - это уличение проф. А. И. Осипова в еретических мнениях. О них мной было по просьбе Святейшего доложено ему лично. Я собрал все записи лекций и дал достаточно обширный комментарий на них. В Академии был собран круглый стол под председательством Н. К. Гаврюшина. Мной были предъявлены все пункты критики мнений проф.А.И. Осипова. Началось обсуждение учения о первородном грехе. Во время этого обсуждения А.И. Осипов был пойман на неправильном толковании 42 вопроса-ответа прп.Максима Исповедника, ему сделаны были замечания по искажению святоотеческой терминологии.

Разговор продолжать далее было безсмысленно, поскольку незнание профессором А.И. Осиповым греческого языка, перетолковывание святоотеческих текстов, настойчивое навязывание своих интерпретаций лишало всякой научности и богословской корректности всякую беседу. Даже материал, подготовленный журналом "Встреча" по материалам круглого стола, был запрещен для печати. У меня оставалась последняя надежда - выступить на весеннем ученом Совете Академии. Однако священноначалие Лавры меня отправило в командировку. О моем увольнении меня даже, еще раз повторяю, никто не предупредил. Хотя при такой "нездоровой обстановке" в стенах Духовной школы мне было неприятно оставаться. Можно навешать на себя любые титулы, но при этом быть ни чем, как только куклой, мыльным пузырем.

Что касается вопроса об ИНН. Я действительно негативно отношусь к введению не только ИНН, но и всей системы глобального контроля и учета, составной частью которой является и ИНН. Умный человек, о. Андрей, не станет махать рукой и обзывать всех непристойными словами и набором клишированных фраз типа "фанатики", "маргиналы", "люди крайних суждений", "вакхабиты" и т.д.

Вы не гнушаетесь такими приемами, когда возникает серьезная проблема. Вы, с Вашим философским умом, как я понял, не можете дать анализ процесса и события. Однако прп. Иоанн Дамаскин дает нам очень правильный и нужный метод для выяснения сложных церковных вопросов: "Нужно знать цель, ради чего совершается то или иное дело". Вы цели не увидели и считаете, что никто тоже не должен видеть и знать. Но в деле спасения, в духовной жизни нет мелочей. Если Вы привыкли ко всему относиться поверхностно, то это признак вовсе не положительный.

Раз есть волнение в Церкви, а оно не безпочвенно, значит, есть для этого реальные причины. И вместо того, чтобы всех обзывать "маргиналими" и "дурачками", надо внимательно ознакомиться с материалами критики, анализами процессов глобализма. Все Ваши публикации на эту тему - крайне поверхностны.

Вы подорвали у меня к Вам доверие, когда в 1999 г., после обсуждения Вашей крайне поверхностной книжки "Дают ли печать антихриста на Украине", после обстоятельной критики этой книги братией Лавры и после назначения Вам цензора, Вы, в обход решения Духовного собора, выпустили свою безобразную книгу опять. Этот поступок - лицо вашей духовности. Я не говорю уже о грязных манипуляциях со лживым письмом якобы от о. Иоанна (Крестьянкина), написанным мне, которое Вы, даже не спросив меня, взяли и опубликовали. Даже если бы это письмо было бы и подлинным, то человек, имеющий совесть, элементарную порядочность никогда личные письма без согласия владельца публиковать бы не стал.

Завершая свое открытое письмо Вам, я для пользы не Вашей, а уже Ваших читателей процитирую слова нашего дорогого духовника и исповедника архимандрита Кирилла (Павлова) об ИНН: "Принятие ИНН - это шаг вступления в систему зла". И верность слов о. Кирилла, духоносного старца подтверждается всеми сделанными честными людьми экспертизами. Если Вы внимательно просмотрите документы Правительства России по реализации программы "Электронная Россия", то заметите, что одной из главных задач этой программы является не просто развитие информационных систем, но ликвидация наличных денег.

Если в политике встает вопрос о власти, то он решается по схеме: чьи деньги - того и власть. Так вот, в данной ситуации власть при ликвидации наличных денег переходит к наднациональным корпорациям и некоему Мировому Правительству, которое определяет и вектор развития "цивилизации" во всех сферах жизнедеятельности человека. То есть все мы попадаем к капкан-ловушку. Я специально даю Вам уже схему не духовную, а экономическую, может, Вы хотя бы здесь сможете понять существование реальной опасности.

Сетевая экономика и политика - это концлагерь, в котором Вы станете управляемой пешкой, фигурой. Отец Кирилл, зная этапы вовлечения человека в погибельную воронку глобализации, совершенно верно дал и ее схему: "Сегодня номер, завтра карточка, а потом и печать". Уже идет процесс активного перехода на безналичные расчеты, развитие банковской системы оплаты и т.д. Неужели Вы этого не видите? Комфорт, к сожалению, очень серьезным образом повреждает душу человека, помрачает его разум. Сегодня Вы, не понимая того, с пеной у рта защищаете вхождение в эту глобальную систему, высмеивая критиков такого вхождения, но завтра придется кусать локти, сознав серьезную ошибку. Но исправить положение уже будет невозможно.

Желаю Вам приобрести безценную добродетель самоукорения, без которой невозможно ни смиренномудрие, ни рассуждение духовное.

С любовью о Господе, помнящий и ценящий Ваши добрые, хорошие качества, те стороны Вашей деятельности, которые приносят добрый плод. Но я остаюсь безжалостным критиком любых ваших мнений и точек зрений, которые противоречат учению Церкви. Это мой пастырский долг, долг клятвы, данной мной перед рукоположением,

недостойный иеромонахъ Симеонъ.


1 Свт. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолствующих

Источник: http://www.inform-relig.ru/kul.html
Цитата
Дмитрий Никонов пишет:
Об очередных оскорблениях отца Андрея Кураева в адрес архиерея …
Для рассмотрения подобных вопросов существует Церковный суд.
прот. Рустик
Цитата
Для рассмотрения подобных вопросов существует Церковный суд.
Для оскорбления архиереев Кураев разрешения церковного суда не спрашивал. И я не буду спрашивать разрешения церковного суда, чтобы его обличать.
Цитата
Дмитрий Никонов пишет:
Для оскорбления архиереев Кураев разрешения церковного суда не спрашивал. И я не буду спрашивать разрешения церковного суда, чтобы его обличать.
56 Ап. пр. Если кто из причта досадит пресвитеру или диакону: да будет отлучен от общения церковного.
Не достаточно ли у нас материала, чтобы открыть тему "Промахи Дмитрия Никонова"?
А я не из причта. Я простой мирянин.
Цитата
Дмитрий Никонов пишет:
А я не из причта. Я простой мирянин.
Такожде и мирянин.
прот. Рустик
Ай-я-яй! Нехорошо обманывать.
56. Если кто из причта досадит пресвитеру или диакону: да будет отлучен от общения церковного. 57. Если кто из клира над хромым, или глухим, или слепом, или больном ногами посмеется, да будет отлучен. Так же и мирянин.
Так же и мирянин относится к 57 правилу, а не к 56. А я как раз инвалид.
Цитата
Дмитрий Никонов пишет:
прот. Рустик Ай-я-яй! Нехорошо обманывать.
Если вы считаете, что церковные правила не препятствуют мирянину досаждать кому-либо из клира, то мне остаётся лишь плакать над вашей духовной слепотой. Если наказанию за оскорбление диакона подвергаются нижестоящие (члены причта), а про мирян умалчивается, то последние относятся к категории либо иерархически вышестоящих, либо они мыслятся вообще не членами Церкви, в которой установлен принцип иерархической соподчинённости. Как видите, ни первое, ни второе неверно, следовательно умолчание в данном правиле фразы «такожде и мирянин» означает само собой разумеющийся факт, доказательством чего, как бы это ни странно казалось на первый взгляд, может служить и последующее (57) правило (прямо запрещающее кому-либо из клира смеяться над физически неполноценным человеком), имеющее добавку в виде отдельного предложения: «Такожде и мирянин», дабы кто не подумал, что клирику смеяться нельзя, а мирянину можно. Если вы не согласны, то это всё равно, что усматривать в слове «мирянин» исключение представительниц женского пола (мирянок), мол мирянину "нельзя", а мирянкам "можно", ведь формально про них ничего не сказано. В этом случае ваша манера истолковывать каноны ещё раз подтверждает правило о том, как при недостатке духа может убивать церковное сознание канонический и "религиозный" буквализм, которым, кстати, отличается инновская ментальность.
прот. Рустик
Странно, что Вы считаете, что указывать на отдельные ошибки духовного лица - значит ему досаждать. Безгрешен и никогда не ошибается только Господь наш Иисус Христос. Если я привожу критические статьи диакона Владимира Василика про протодиакона Андрея Кураева, так это я доношу до Вас братское вразумление одного диакона другому:
Диакон Владимир Василик: «Оглашение - дело важное и нужное, но не являющееся исключительным для нашего спасения»

Диакон Владимир Василик, Русская народная линия

Проблемы церковной жизни
Какой должна быть миссия / 23.07.2010


Православный ученый об оскорбительных репликах протодиакона Андрея Кураева в адрес архиепископа Красноярского Антония …

«Мне хотелось бы после определения формы высказаться по существу тех претензий, которые отец Андрей предъявляет владыке Антонию. Я внимательно прочел текст проповеди владыки и пришел к выводу, что большинство претензий уважаемого отца протодиакона являются надуманными и натянутыми. В частности, он обвиняет его в ереси и модернизме, когда владыка Антоний говорит, что человек оглашается всю свою жизнь. «По существу, вся наша жизнь на земле и по Святом Крещении являет собой оглашение о вере через храм Божий, доступный в любом возрасте и в любой ситуации», - писал в этой связи архиепископ. Но сразу стоит отметить, что слово «катехизис» (оглашение) употреблялось в древней Церкви не только к лицам, подлежащим крещению. Оно означало обучение вообще. И не случайно преподобный Феодор Студит перед своими монахами, людьми и крещеными, и воцерковленными, произносил огласительные или катехитические слова. Это одна из основных претензий отца Андрея к архиерею», - заявил в интервью «Русской народной линии» доцент Санкт-Петербургского университета, кандидат филологических наук диакон Владимир Василик, комментируя реплики протодиакона Андрея Кураева в адрес архиепископа Красноярского и Енисейского Антония.

Отец Владимир напомнил, что «далее отец Андрей обрушивается на владыку за слова о некоей генетической памяти современного русского человека, связанной с Православием». «Может быть, выражение «генетическая память» и не совсем точное, но следует вспомнить, что еще Тертуллиан говорил, что душа человеку передается от родителей, от его отца и матери, и в дальнейшем это воззрение разделялось многими уважаемыми богословами, в том числе православного латинского Запада. Например, Киприаном Карфагенским, Амвросием Медиоланским и другими. Понятно, что как грехи, так и добродетели родителей влияют на душевные качества их потомков, хотя понятно, не детерминируют их нравственный выбор», - продолжил диакон.

«Помимо этой связи с нашими благочестивыми предками, следует отметить и другую, а именно то, что благочестивые предки молятся за нас грешных. Вспоминаю кончину одного моего друга, ученого, который был внуком одного из новомучеников российских. Под старость он пришел к Церкви, покаялся, и исповедовавший его священник говорил ему, что за него крепко молился его дед, новомученик российский. По этическим соображениям я не называю его имени. Эти духовные связи есть, и владыка Антоний совершенно прав, говоря, что современных россиян нельзя сравнивать с китайцами или с папуасами. Мы все-таки опираемся на тысячелетнюю православную историю, хотя, к сожалению, очень часто она бывает невостребованной», - добавил отец Владимир.

«Отец Андрей негодует по поводу того, что далеко не все наши современники дружными рядами идут на катехизацию, и что у нас не повторяется ситуация III-IV века. Но она является неповторимой, как минимум, по двум причинам: во-первых, русская культура - это культура не диспута, а, скорее, молчания, скорее созерцания, чем диалога. Это и хорошо, и плохо, но другой нам не дано. Во-вторых, стоит вспомнить и то, что русский народ в 988 году приступил к процессу научения, в массе своей, уже после Крещения. В начале нам даровано было Крещение и лишь потом научение или катехизация. Хорошо это или плохо, нам не ведомо, но другого исторического пути нам Господь не дал», - заметил диакон.

«Надо отметить еще следующую черту. Совершенно напрасно отец Андрей выставляет его преосвященство владыку Антония миссиофобом и противником катехизации. Владыка в своей проповеди как раз достаточно трезво высказался относительно желательности научения, но при этом высказал понимание того, что не во всех случаях она возможна и реальна», - продолжил он.

«Что касается разногласий владыки Антония и отца Геннадия Фаста, то тут мы многого не знаем, пока мы имеем возможность выслушать лишь одну сторону. Мы видим лишь негодующие восклицания отца Андрея Кураева и его коллег, которые временами лежат вне правового поля. Необходимо услышать мнение и самого владыки, и отца Геннадия Фаста. Судя по некоторым сообщениям, отец Геннадий - ревностный ученик отца Георгия Кочеткова, он хороший человек, который, однако, в ревности не по разуму стал заворачивать приходящих к нему людей от крещения и от венчания, не слишком считаясь с реальными условиями епархии. Владыка на это среагировал. Конечно, этот конфликт болезненный, и желательно бы, чтобы он разрешился к обоюдному удовольствию, но подчеркнем, что он должен решаться в сугубо канонических рамках, с соблюдением церковной этики и этикета. Безусловно, то линчевание в электронных СМИ, которое развернулось против епископа на некоторых форумах, в том числе на форуме отца Андрея Кураева, к подобному мирному христианскому разрешению проблемы не приводит», - подчеркнул отец Владимир.

«Что касается катехизаторской стратегии отца Георгия Кочеткова, то ясно, что во время оно на этого священника были наложены церковные прещения, прежде всего, за его экклесиологию и не братолюбивое отношение к другим клирикам. Следует отметить и то, что его стратегия катехизации во многом погрешительна и не реалистична. С экклесиологической точки зрения неприемлемо его разделение на «полных» и «неполных» членов Церкви. Это разделение определяется лишь интеллектуальной подготовкой оглашенных, ставших верными, уровнем их знаний. В этом смысле совершенно прав владыка Антоний, говоря, что не интеллектуальным уровнем определяется вера и степень воцерковленности. Наш Бог, действительно Бог Авраама, Исаака и Иакова, а не Бог ученых и философов», - продолжил диакон.

«К сожалению, катехизация отца Георгия Кочеткова чревата двумя опасностями. Во-первых - возведением чрезмерных барьеров на пути людей, идущих в Церковь, следовательно, маргинализацией нашей Церкви, уменьшением числа ее членов и загоном православных в интеллектуальное гетто. Во-вторых, существует иная опасность, а именно создание государства внутри государства, церкви внутри Церкви. Лица, прошедшие курс катехизации, будут надмеваться и гордиться перед теми, кто такого курса не прошел. К сожалению, это происходило не раз и не два за прошедшие годы, мне приходилось наблюдать подобное, когда такие «обученные» прихожане не общались с иными и даже с клириками не здоровались. Они ощущали именно себя «солью земли», при этом исповедуя вольнодумные взгляды типа следующего. К одному такому, с позволения сказать, оглашенному как-то раз подходит его знакомая и говорит: «Давайте поедем к отцу Иоанну Кронштадтскому». На что она получила такой ответ: «А нам посредники не нужны». Для того, чтобы избежать подобных опасностей, необходим реализм в деле оглашения, живая связь с приходом, прочими прихожанами и священноначалием. И понимание того, что оглашение - дело важное и нужное, но не являющееся исключительным для нашего спасения. Это лишь одно из условий. Тот, кто это прошел, не имеет амнистии на все времена и еще совсем не является спасенным. А между тем, подобная протестантская гордыня и убежденность в своей спасенности и избранности среди лиц, прошедших катехизацию, весьма распространена», - заметил отец Владимир.

«В проповеди владыки Антония содержится глубокая жизненная правда. В столкновении владыки и протоиерея мы видим конфликт катехизатора и священноначалия. И это не может не тревожить. В данном случае не потому, что священноначалие такое косное, а потому, что оно реалистичное», - добавил диакон.

«В годы моей юности мне приходилось заниматься оглашением вместе с Львом Николаевичем Большаковым, ныне отцом Львом Большаковым. Когда он был мирянином, он был горячим сторонником того, что ко крещению человека надо подготовить по полной программе - три месяца или полгода, а лучше год. И вот он становится священником в далеком городе Кондопоге. Мы с мамой приезжаем к нему помочь в службе, и видим: приходит человек, батюшка 10-15 минут говорит с ним и велит нам готовить купель для крещения. Мама ахнула, говорит: «Ты же всегда был сторонником полного оглашения!», на что отец Лев ответил: «Молчи, мать, ты ничего не понимаешь. Вот две недели назад ко мне приходил человек, отпущенный на побывку из зоны, просил разрешения креститься, а я ему дал Евангелие, сказал подготовиться, помолиться, а в следующую побывку, через месяц прийти. А позавчера его убили. Как я отвечать за это буду?»», - привел пример отец Владимир.

«Конечно, это ситуация крайняя, но существует множество ситуаций пограничных. В таких случаях только интуиция священника, его видение ситуации, а не какая-то заранее готовая схема может подсказать правильный выход. Безусловно, просвещение нужно, нужна как минимум, огласительная беседа перед таинством, для выяснения того, насколько крещаемый или его крестный понимают смысл и необходимость таинства крещения. Безусловно, если есть условия и желание для планомерной подготовки ко крещению, это должно выполняться. Но здесь не должно быть схематизма и фанатизма, должен господствовать трезвый реализм. В кампании, поднятой отцом Андреем и его коллегами, подлинной церковности не чувствуется. Есть огульные обвинения, камлания в адрес плохого епископа и якобы «раскольнической» «Русской народной линии», при том, что не совсем здравые духовно адепты отца Андрея не желают слышать никаких реальных церковных выводов. Временами хочется спросить: что это, глупость или измена? Фанатизм или продажность? Думаю, что рано или поздно жизнь даст ответы на эти вопросы», - уверен диакон.

«Мне хотелось бы обратиться к любимому и уважаемому мною отцу Андрею. Дорогой отец, я помню старинную с тобой дружбу; если я и выступаю с критическими статьями в твой адрес, то лишь стремясь нейтрализовать ряд твоих ошибок и промахов. Тебе от Бога вручено большое влияние на умы, и весьма огорчительно, когда этим влиянием ты пользуешься неправильно или злоупотребляешь. Мы живем в очень ответственное время, от наших слов и действий зависит многое, в том числе, единство и мир в Церкви. Будем же это хранить. Не надо это разрушать даже для самых распрекрасных целей и лозунгов. Потому что грядущие миссийные успехи - это лишь возможное будущее, а нынешняя жизнь Церкви, отстроенная Святейшим Патриархом Алексием и его соратниками, в том числе и нынешним Патриархом, а также многим множеством клириков и мирян, - это реальность. И эту настоящую реальность нельзя разрушать во имя светлого будущего. Ее нужно улучшать и развивать, но разрушать с революционным пылом нельзя, это будет грех перед Церковью и Россией. Не дай Бог, если за наше церковное нестроение и презрение к нашей русской православной идентичности мы будем вынуждены платить очень большой кровью. Давайте вместе задумаемся над этим, забудем наши раздоры, перейдем к мирному конструктивному диалогу и подлинному духовному строительству», - заключил диакон Владимир Василик.
Катехизация безусловно нужна, но она не должна быть инструментом программирования и маргинализации, а её актуализация должна быть системной и реалистичной.
Чтобы разговор был более предметным. приведите ссылку на статью в ЖЖ о. А Кураева
"Это неправда, я не доктор Русской Церкви, я ее пациент, а отчасти жертва"
Кураев.
Письмо протодьякона о. Андрея Кураева дьякону Владимиру Василику http://kirillfrolov.livejournal.com/963795.html
тов. Кураев частенько говорит что-либо не подумав, потом оправдывается на своей страничке, но уже поздновато. Благодаря его нелепым высказываниям у людей невоцерковленных складывается негативное впечатление о самой Православной церкви. Считает свое мнение абсолютно верным, спорит с архиереями, оскорбляет других людей, какому же смирению и какой доброте он может научить других людей.
[
Цитата
I]diak_kuraev wrote:
18 Июл, 2010 02:13 (UTC)
Господь милостив к архиеп. Антонию
Ведь на сегодняшний день вл. Антоний - без пяти минут убийца. Пока еще сердце матушки отца Геннадия выдерживает, хотя и в больнице этой немолодой женщине, вырастившей пятерых детей, уже пришлось побывать. А если ее сердце не выдержит архиерейских измывательств - кем тогда станет Антоний?
[/I]
Почитал статью о. Андрея.. Конечно резковатый, но вполне нормальный полемический тон.
Для тех кто не понял: Дело не в "хамстве" Кураева, а в том, что на самом деле Церкви угрожает не псевдоконсерватизм с модернизмом, а командно-административное "зазеркалье" со всеми сопутствующими ему пороками. Вот это "зазеркалье" более всего и зацепило о. Андрея; http://diak-kuraev.livejournal.com/106208.html

Цитата
Архиепископ Красноярский Антоний на страницах своей епархиальной газеты выступил с программной статьей о катехизации.
Хорошо, что появилось такое публичное выступление красноярского архипастыря. Без этого могло бы показаться, что град низложений, посыпавшийся на прот. Геннадия Фаста, недавнего руководителя епархиального отдела катехизации, порожден просто личностной несовместимостью архиерея и протоиерея.
Теперь понятно, что различия богословские.

Зачин статьи вл. Антония таков: «В настоящее время наши городские и иные сайты в Интернете с легкой руки главного «дирижера» всей этой лукавой возни всячески муссируют тему о «катехизации», порой преднамеренно искажая смысл самого вопроса».
Сегодня уже редко можно встретить автора, который может в одну речевую единицу вместить столько штампов советской пропаганды. Ясно, что автор не следовал совету проф. Преображенского и читал-таки советские газеты за завтраком и не только.
Ясно и другое: «традиционализм» владыки – родом из СССР. Святоотеческое предание имеет к нему весьма слабое отношение.

Вторая фраза преосвященного автора еще более поражает: «Православная наша Святая Церковь изначально руководствовалась Духом Святым, избегая влияния на Нее извне».
На самом деле влияний было огромное количество - и уж тем паче в вопросах принятия кадровых решений или в вопросе о способах миссии и катехизации.
Но главное не в этом. Главное в том, что судьбой о. Геннадия обеспокоились люди, отнюдь не чуждые Церкви. Это священники и образованные миряне. Архиеп. же Антоний этой своей фразой всех, кто выразил недоумение от его решения или сочувствие о. Геннадию, объявил чуждыми Церкви. Неужели в Красноярской епархии реинкарнировался дух Короля-Солнца с его незабвенным «Государство - это я!»?.

Далее идет не-изящная подмена термина: «По существу, вся наша жизнь на земле и по Святом Крещении являет собой оглашение о вере через храм Божий, доступный в любом возрасте и в любой ситуации».
Владыка, это все же модернизм – брать традиционное церковное слово и навязывать ему новый для него смысл, удобный вам из чисто полемических нужд. Да, научение продолжается всю жизнь христианина. Но оглашение – это именно подготовка к приятию св. Крещения. С минуты входа в купель оглашаемый перестает быть таковым и становится «верным». Так что не надо подменять вопрос о том, как научить вере того, кто просит о крещении, вопросами уже церковного пастырства. Оглашение в Церкви всегда сопоставляется с Таинствами – и именно в смысле их разделенности: Таинства – для одних, оглашение – для других, для тех, у кого еще нет доступа к Таинствам. Владыка же Антоний возглашает модерновую формулу: «оглашение, или полноправное пребывание в Таинствах Церкви». «Пребывание в Таинствах» – это уже обожение, а не научение, это практика, а не теория…

Следующая фраза архиерейской статьи вызывает мое полнейшее согласие: «Главное, чтобы человек взрослый или восприемники младенца понимали, как важно ориентировать себя на жизнь, достойную христианина, жизнь, немыслимую без Святой Церкви и данных нам Самим Господом в ней установлений».
Вопрос в том - как добиться такого понимания. А также в том, можно ли придти к такому результату, не раскрывая перед этим человеком смысла «данных нам Самим Господом установлений».

А дальше опять что-то очень модерновое – «относительно Святого Крещения или Святого Причастия, к примеру, востребованного больным, находящимся при смерти, — священник не имеет права в этом отказать, даже и в ночное время».
Изменено: Тоша - 25.07.2010 22:59:52
"Это неправда, я не доктор Русской Церкви, я ее пациент, а отчасти жертва"
Кураев.
Цитата
Николай Юрьевич пишет:
тов. Кураев частенько говорит что-либо не подумав, потом оправдывается на своей страничке, но уже поздновато. Благодаря его нелепым высказываниям у людей невоцерковленных складывается негативное впечатление о самой Православной церкви. Считает свое мнение абсолютно верным, спорит с архиереями, оскорбляет других людей, какому же смирению и какой доброте он может научить других людей.
Человеку свойственно ошибаться, но всё-таки в критике важна конкретика, аргументация. История Церкви знает весьма влиятельных семь римских дьяконов, бл. Иероним Стридонский очень жёстко спорил и обличал бл. еп. Августина Иппонского, преп. Исидор Пелусиот обличал своего епископа. Не подменяем ли мы иногда смирение безразличием к Истине? Смирение - это дерзновение.

"Советовал бы тебе, молодой человек, поусердней заниматься Писанием, и не раздражать старика", - пишет, в частности, пресвитер Иероним епископу Августину.
Цитата
Николай Юрьевич пишет:
тов. Кураев частенько говорит что-либо не подумав, потом оправдывается на своей страничке, но уже поздновато. Благодаря его нелепым высказываниям у людей невоцерковленных складывается негативное впечатление о самой Православной церкви
А может оно складывается (и весьма давно) от других причин к которым Кураев никакого отношения не имеет. Просто он сказал то, о чем другие уже давно подумывают и причем весьма резко. Но Кураев -это человек церковный, который знает каждую ЕЕ клеточку, и по этому пишет о Церкви с болью и любовью ко Христу (в отличии от некоторых "атомно-православных" и откровенных зложелателей)
"Это неправда, я не доктор Русской Церкви, я ее пациент, а отчасти жертва"
Кураев.
Почему-то никто в этом споре не вспомнил про священника, друга диакона Владимира Василика. К нему пришёл человек с просьбой покрестить его, а тот дал ему евангелие и велел почитать. На следущей день этого человека убили. И он некркещённым ушёл в ад. С тех пор тот священник ограничивается 15-20 минутную проповедью и крестит.
Флавий Валерий Аврелий Константин, Константин I, Константин Великий (лат. Flavius Valerius Aurelius Constantinus; 27 февраля 272, Нэсс, Мёзия — 22 мая 337, Никомедия) — римский император.

"во время войны с Максенцием, по словам Константина, к нему во сне явился Христос, который повелел начертать на щитах и знамёнах своего войска греческие буквы ХΡ, а на следующий день Константин увидел в небе видение креста. После победы над Лицинием в 313 году Константин настоял на принятии им свободы вероисповедания (см. Миланский эдикт). Сам Константин принял крещение только перед смертью[1], что не мешало ему вмешиваться в тонкие религиозные споры, как например на Никейском соборе 325 года, где он решительно поддержал кафолистов против ариан. По всей империи возводились церкви. Подчас для их возведения разбирались старые языческие храмы.

Арианский епископ Евсевий Никомедийский крестил Константина на смертном одре"

"Миланский эдикт (лат. Edictum Mediolanensium) — письмо императоров Константина и Лициния, провозглашавшее религиозную терпимость на территории Римской империи.[1] Миланский эдикт явился важным шагом на пути превращения христианства в официальную религию империи. Непосредственный текст эдикта до нас не дошёл, однако он цитируется Лактанцием в его труде «О смерти гонителей»."

Чтобы не считать , между фактическим признанием Христианства - Константином(313г.) и крещением (337г.) Константина Великого прошло 24 года.
Ну вспомнили и ?
Mitiy
А Вы сами приняли крещение или будете ждать до смертного одра?
Есть разница когда ты из православной семьи и когда нет.

Дмитрий Никонову
А сами приняли крещение или будете ждать до смертного одра?
Изменено: Mitiy - 26.07.2010 02:37:26
Цитата
Дмитрий Никонов пишет:
И он некркещённым ушёл в ад.
Откуда данные, что "он некрещёным ушёл а ад"? Друг д.Владимира Василика это сам видел или кто-то известил? А может быть, он умер как мученик, крестившись собственной кровью, и попал в Царствие Небесное? Учитывая благочестивое намерение убиенного, я надеюсь на последний вариант его посмертной участи. Как можно забыть любовь Божию и покорить себя сомнению?
Цитата
Дмитрий Никонов пишет:
К нему пришёл человек с просьбой покрестить его, а тот дал ему евангелие и велел почитать. На следущей день этого человека убили. И он некркещённым ушёл в ад.
Как в ад!?, За что в ад!?.
Представте себе: человек шел в храм крестится. Вдруг его сбивает машина. На "том свете" ему говорят: "в ад".
Человек отвечает: " Но ведь я шел крестится"
А ему голосом уборщицы отвечают: "Некрещен-значит в ад, а то что машина сбила-это попущение божие за которое мы не отвечаем"

Ладно я человек церковный и понимаю нелепость ваших, Димитрий, рассуждений.
Но у человека нецерковного может сложится ощущение, что Христос пришел для того чтобы возвестить одну страшную истину" ВСЕ ПОПАДУТ В АД!!!!! Потому-что в православии крещена практически нечтожная часть живущих на Земли.
Но даже если ты и воцерковлен это еще не гарантия..., Оказывается ты можешь всю жизнь постится-молится, каждое Воскресение Причащатся, - и всеравно есть 99 гарантии твоей погибели. А причиной погибели может быть, что ты некогда просто пукнул в храме....
Почитайте, почитайте патерики где полно таких страшилок!!!
"Это неправда, я не доктор Русской Церкви, я ее пациент, а отчасти жертва"
Кураев.
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 След.

Форум