Вход на форум
Логин:
Пароль:
Запомнить меня на этом копьютере
Страницы: Пред. 1 ... 10 11 12 13 14

Окончание "серой зоны"

Алексей, всего 2-3 часа потратил, чтобы понять, чем сегодняшняя интеллигенция живет. Вообще-то я этой ерунды давно не читаю. Да и читать этого не нужно. Но теперь зато я могу Андрею (и всем интеллигентам) сказать, что Пелевина читал. А так бы в демучести могли бы уличить...
По поводу "мыслительных" силлогизмов - не воспринимайте это за чистую монету, это все иллюзия, причем, техногенная.

Это так называемые "боты" (то есть, роботы) эти силлогизмы генерят, и уже весьма успешно. Причем, даже довольно давно.

А с недавнего времени и СПАМ стал высоко интеллектуальным - ваще чуть ли не рассказы "из жизни серой зоны" впаривают.

Если раньше ИТэшный анекдот "Вчера теща позвонила, модем взял трубу. Они потом еще полчаса пересвистывались" кажется грубо притянутым за уши, то в современном мире даже человек с очень развитым аналитическим умом уже с трудом отличит бота от реальной личности.

В том числе и социальные сети помогают. Простой статистический анализ "что ответили на такой-то вопрос" с дополнением "какой ответ привел к более длительной дискуссии" уже выцепят боту готовый ответ, который с большой вероятностью (гораздо больше 50%) "заденет" вас за живое и вы начнете с ним "пересвистываться".

Не стройте иллюзий по поводу этого мира. Это не душеспасительно.
И аще имам пророчество, и вем тайны вся и весь разум, и аще имам всю веру, яко и горы переставляти, любве же не имам, ничтоже есмь. (1 Кор. 13, 2)
Темные аллеи Ивана Бунина

Иван Бунин считался признанным знатоком женщин. Так, как он воспел любовь в своём цикле рассказов «тёмные аллеи», не удавалось сделать ещё никому из русских писателей. Именно там, в аллеях маленького французского городка Грасс, ему по иронии судьбы было суждено встретить свою последнюю любовь. Встретить, чтобы вскоре потерять навсегда...


Осенью 1933 года в Стокгольме Нобелевскую премию по литературе вручали русскому писателю Ивану Алексеевичу Бунину, жившему в эмиграции в Париже. На торжественном приёме по случаю этого события было по традиции шумно и весело. Искрилось в хрустальных бокалах французское шампанское, радовали глаз декольтированные туалеты дам. Виновник торжества произнёс речь: «Ваше Высочество, милостивые государыни, милостивые государи. Девятого ноября, в далёкой дали, в старинном провансальском городе, в бедном деревенском доме телефон известил меня о решении Шведской академии. Я был бы неискренен, если бы сказал, как говорят в подобных случаях, что это было наиболее сильное впечатление во всей моей жизни… Однако твердо могу сказать я и то, что из всех радостей моей писательской жизни это маленькое чудо современной техники, этот телефонный звонок из Стокгольма в Грасс дал мне как писателю наиболее полное удовлетворение...»


Рядом с Буниным стояли две женщины. Одна, Вера Николаевна Муромцева, рано поседевшая, была одета скромно и то и дело рассеянно улыбалась. Вторая, Галина Николаевна Кузнецова, молодая девушка с причёской на прямой пробор и удивительными серыми глазами, с восхищением ловила каждое слово лауреата. «Кто это? — шушукалась публика. — Ведь, кажется, у господина Бунина нет дочери?» — «Та, что постарше, его жена, — угодливо просвещали любопытных сплетники из русских эмигрантов. — А другая — наверное, та, что «даёт ему как писателю наиболее полное удовлетворение»… Представьте, они так и живут — втроём...»


Увы, это было почти правдой.


Последняя любовь


В феврале 1920 года Иван Алексеевич Бунин вместе с женой Верой Николаевной эмигрировал во Францию. Здесь он напишет свои лучшие произведения, несмотря на то, что жили они очень скромно, а иногда и в откровенной нужде. Единственной отдушиной для писателя были воскресные поездки к морю.


Тёплым августовским днём 1926 года, во время прогулки по пляжу в уютном курортном городке Грасс, произошла встреча, изменившая всю его дальнейшую жизнь. Подходя к террасе летнего кафе на набережной, Бунин заметил писателя Михаила Гофмана в компании молодого офицера и дамы в лёгком белом платье. При беглом взгляде на эту женщину Иван Алексеевич поразился её смелости и непосредственности: было жарко, и незнакомка непринужденно сняла босоножки, водя голой ножкой по кафельному полу веранды. «О, Иван Алексеевич, какой приятный сюрприз! — обрадованно подскочил к нему Гофман. — Мы как раз говорили о вас! Познакомьтесь с моими друзьями — Дмитрий Петров и его супруга Галина». Бунин перебросился несколькими ничего не значащими вежливыми фразами с офицером, но уже не мог оторвать глаз от удивительной молодой женщины. «Можете звать меня просто Галя, — с милой застенчивой улыбкой сказала она. — Вы ведь мой кумир, я знаю наизусть почти все ваши стихи!» Почувствовала ли уже тогда смутную тревогу жена Бунина, разглядывая эту «милую девочку»? Неизвестно. Известно другое: в тот вечер в Париж Иван Алексеевич вернулся совершенно иным человеком — он влюбился не на шутку. На момент знакомства ему было пятьдесят шесть лет, а Галине Кузнецовой — именно своей девичьей фамилией подписывала стихи начинающая поэтесса — на каких-то тридцать лет меньше.


Уже на следующий день Бунин отыскал телефон Кузнецовой, и они до ночи гуляли по Парижу, не в силах наговориться. На эту необычную пару нельзя было не обратить внимания: он — в элегантном белом костюме и шляпе, стройный, сухощавый, она — маленькая, тоненькая, с глазами цвета пепла и прической на прямой пробор в стиле рафаэлевских мадонн. Почти целый год влюблённые тайно встречались в Париже в маленькой «гарсоньерке» в Пасси, которую сняла Галина. Практически сразу после того памятного уик-энда в Грассе она ушла из семьи. «Дима-муж», как она называла его в дневнике, никак не мог понять причину её внезапного ухода, а когда она всё честно объяснила, долго не мог поверить. «Ты променяла меня на этого старика? Невозможно! Немыслимо!» Но это было правдой. Дмитрий стал напиваться до беспамятства, устраивал жене страшные скандалы и угрожал застрелить счастливого соперника. Галина плакала, переживала, но в своём решении была тверда: «Я хочу быть с этим человеком». Первое время после её ухода обманутый муж ещё надеялся, что она вернётся. Он оставлял на пороге квартиры в Пасси огромные букеты роз и конверты с деньгами, умоляя одуматься. Галя ничего не принимала. Постепенно блестящий офицер спился, и, чтобы не пропасть с голоду, стал водителем такси, а вскоре окончательно затерялся среди русских эмигрантов в Париже...


Меж двух женщин


А что же Вера Николаевна? Конечно, она догадывалась о двойной жизни мужа, но предпочитала закрывать на это глаза. Когда Париж им стал совсем не по карману, 0 они были вынуждены перебраться в Грасс, где сняли старую виллу «Бельведер». Бунин поставил жену перед фактом: «Я хочу чтобы Галя поехала с нами». Вера Николаевна стоически перенесла и это. Всем знакомым она объяснила, что принимает в своём доме госпожу Кузнецову в качестве «литературной ученицы» мужа и своей «приёмной дочери».


Это известие мгновенно распространилось в русских кругах и произвело эффект разорвавшейся бомбы. Мужчины откровенно завидовали Бунину, женщины — открыто смеялись над Верой Николаевной. И только Иван Алексеевич и Галина ничего не замечали, наслаждаясь своим счастьем. Такая странная «жизнь втроём» продолжалась почти семь лет. До конца своих дней Бунин будет называть это время самым прекраснейшим в своей жизни. За этот период писатель, будто сбросивший лет двадцать, напишет удивительно проникновенные рассказы о любви. Он будет хлопотать и об издании сборника стихов Гали. Основное время после работы над очередной рукописью они проводят только вдвоём: то гуляя по набережной, то коротая время в модном в то время синематографе, то распивая дорогое шампанское в одном из уютных грасских кафе. И это в то время, когда в доме уже экономили продукты, а Вера Николаевна была вынуждена подолгу торговаться с рыбаками, покупая мелкую свежую рыбу к обеду… Но и это ещё не всё. Пикантность ситуации была в том, что её спальня находилась между комнатами Бунина и Гали. Нетрудно себе представить, что могла испытывать Вера Николаевна, когда Ян, так она всегда называла мужа, крался мимо её дверей по предательски скрипящему паркету в комнату Кузнецовой. Красноречивы её дневниковые записи, приходящиеся на канун 1933 года: «Мы так бедны, как, я думаю, очень мало кто из наших знакомых. У меня всего 2 рубашки, наволочки все штопаны, простыней всего 8, а крепких только 2, остальные в заплатах. Ян не может купить себе тёплого белья. Я большей частью хожу в Галиных вещах». Увы, никто из участников этой истории тогда не знал, что до прихода настоящей беды оставались считаные дни.


Трагедия на вилле «Бельведер»


Всё началось с приездом в гости Фёдора Степуна — философа, критика, писателя, отчаянного спорщика, близко знавшего таких великих писателей своей эпохи, как Александр Блок и Андрей Белый. Он был необычайно интересным рассказчиком, и под обаяние гостя быстро попали все обитатели виллы. 24 декабря 1933 года Вера Николаевна записала в дневнике: «Ян с Ф.А. (Степуном) перешли на «ты». У них живёт его сестра Марга. Странная большая девица — певица. Хорошо хохочет». Сестра Степуна — Маргарита Августовна — была неординарной личностью. Она родилась в 1895 году в семье главного директора известных на всю Россию писчебумажных фабрик. Её отец был выходцем из Восточной Пруссии, а мать принадлежала к древнему шведско-финскому роду Аргеландеров. Марга, как звали её близкие друзья, получила блестящее образование и от природы обладала великолепным контральто. Она много гастролировала по миру, прославившись блестящим исполнением Шумана, Сен-Санса и Чайковского. Высокая эффектная брюнетка неизменно притягивала жадные взгляды мужчин, но… у неё была страшная тайна: она отличалась нетрадиционной сексуальной ориентацией, что для начала прошлого века было ещё редкостью и «позором». Из воспоминаний современницы Бунина писательницы Ирины Одоевцевой становится ясно, что Кузнецова сразу же пала жертвой «неприличных чар» Маргариты Степун: «Галина влюбилась страшно — бедная Галина. Выпьет рюмочку — слеза катится: «Разве мы, женщины, властны над своей судьбой?» Степун властная была, и Галина не могла устоять». Все в доме заметили их странную «дружбу», и только Бунин до последнего оставался в неведении. Он плодотворно работал и первое время не придавал значения тому, что Галя всё чаще грустна и задумчива, избегает его на прогулках, а по ночам не отпирает свою дверь, ссылаясь на головную боль. Вот как деликатно пытается описать происшедший всё же скандал Вера Николаевна в дневнике 11 июля 1934 года: «В доме у нас нехорошо. Галя, того гляди, улетит. Её обожание Марги какое-то странное. Если бы у Яна была выдержка, то он это время не стал бы даже с Галей разговаривать. А он не может скрыть обиды, удивления и потому выходят у них неприятные разговоры, во время которых они, как это бывает, говорят друг другу лишнее». Лишнее — это мягко сказано. Прозревший Бунин рвал и метал. Он то умолял Кузнецову одуматься, то проклинал и ругался как сапожник. А главное — он никак не мог понять «такую» измену: когда женщина уходит к другому мужчине — это неприятно, но нормально. А вот когда она уходит к другой женщине — этого Бунин не мог представить даже в страшном сне. В октябре Кузнецова уехала вместе с Маргой в Германию. «Галя, наконец, уехала, — запишет Вера Николаевна. — В доме стало пустыннее, но легче. Она томилась здешней жизнью, устала от однообразия, от того, что не писала. Ян очень утомлен. Вид скверный. Грустен. Главное, не знает, чего он хочет. Живёт возбуждением и очень от этого страдает».


Мне крикнуть хотелось вослед:


«Воротись, я сроднился с тобой!»


Но для женщины прошлого нет:


Разлюбила — и стал ей чужой.


Почти до 1938 года Бунин не мог оправиться от предательства Кузнецовой. Он пребывал в жесточайшей депрессии. «Что вышло из Галины? — то и дело спрашивал он жену. — Какая тупость, какое бездушие, какая бессмысленная жизнь!» Он стал много пить и даже покушался на самоубийство. Но постепенно их жизнь вошла в привычную колею. Вот только место Галины в сердце Бунина так больше никто и не занял. Когда к власти в Германии пришли нацисты, Галина Кузнецова написала семье Буниных отчаянное письмо с просьбой приютить их с Маргой, иначе им может грозить смерть в застенках гестапо. Бунин поморщился, прочтя письмо, и сухо сказал Вере Николаевне: «Чёрт с ними, пусть приезжают!» На возврат былых чувств он уже не надеялся…


Из дневника Ивана Бунина: «… Шёл по набережной, вдруг остановился. Да к чему же вся эта непрерывная, двухлетняя мука? Всё равно ничему не поможешь! К чёрту, распрямись, забудь и не думай! А как не думать? Всё боль, нежность. Особенно, когда слушаешь радио, что-нибудь прекрасное...»


Кузнецова прожила с Маргой до конца своих дней. В 1949 году они эмигрировали в США, где работали в русском отделе ООН. Бунину после расставания со своей последней возлюблённой было суждено прожить ещё долгих 19 лет и скончаться на руках у преданной Веры Николаевны. Из её дневника: «Ян третьего дня сказал, что не знает, как переживет, если я умру раньше него. Господи, как странна человеческая душа!» Действительно — неисповедимы пути настоящей любви, но счастлив тот, кто хотя бы единожды её испытал.

http://yarcenter.ru/content/view/70518/100/

И вы Владимир, живущему с двумя женщинами, алкоголику и чертыхающемуся интеллигенту Бунину доверяете критику интеллигенции?
"Не лучше ль на себя, кума оборотиться?"
Цитата
Владимир из России пишет:
Алексей, всего 2-3 часа потратил, чтобы понять, чем сегодняшняя интеллигенция живет.
Завидую Вашей скорости мышления. Я вот полжизни на решение этой задачи потратил и совершенно не уверен, что нашел решение.
Ильсар, осуждение не приносит доброго плода.

Как сказал преподобный Ефрем Сирин: Если и справедливо злословишь, то правда твоя станет неправдою.

Вся эта история является банальной пропагандой сексуальной распущенности и извращенных отношений. Не страшно такую муть поднимать? А то ведь есть в Евангелии слова, что лучше такому человеку, через которого приходит соблазн, камень на шею, и на дно.

Не пугает совершенно?

P.S. Вопрос риторический, мне не нужен на него ответ.
И аще имам пророчество, и вем тайны вся и весь разум, и аще имам всю веру, яко и горы переставляти, любве же не имам, ничтоже есмь. (1 Кор. 13, 2)
Цитата
Алексей Храмков пишет:
осуждение не приносит доброго плода
Совершенно согласен.

Цитата
Алексей Храмков пишет:
Если и справедливо злословишь, то правда твоя станет неправдою
Точно так.
Вопрос только в том, что есть злословие, а что нет.

Кто это определит?
Владимир здесь убежден, что его гневные филиппики в адрес Запада, интеллигенции и прочих "врагов" - не злословие. Мне лично в его словах добра не видится. Также мне невидится добра в словах Бунина о современных ему писателях. Там есть желчь, недоброжелательство.
Субъективно всё, понимаете?

Цитата
Алексей Храмков пишет:
Вся эта история является банальной пропагандой сексуальной распущенности и извращенных отношений
Для вас - пропаганда, для меня - предупреждение: поменьше доверять россказням о высокой нравственности русских писателей. Православных в том числе. И меньше вестись на их неприязнь к писателям-конкурентам, которую некоторые пытаются выдать за обличение интеллигенции.

Вы сами-то бунинские "Темные аллеи" читали?
Там описан разнузданный секс. И это романтизируется автором.

Цитата
Алексей Храмков пишет:
Не страшно такую муть поднимать?
Не менее страшно, чем цитировать самого Бунина.
Скажите, вам страшно цитировать великого русского православного писателя?

Цитата
Алексей Храмков пишет:
А то ведь есть в Евангелии слова, что лучше такому человеку, через которого приходит соблазн, камень на шею, и на дно
Хотите сказать - Иван Бунин попал в ад?

Цитата
Алексей Храмков пишет:
Не пугает совершенно?

P.S. Вопрос риторический, мне не нужен на него ответ.
Мне ответить несложно, даже если риторический.

Не пугает. Совершенно.

Как не пугают и не совсем хорошо обоснованные обличения "врагов".
Цитата
Ильсар пишет:
Вы сами-то бунинские "Темные аллеи" читали?
Там описан разнузданный секс. И это романтизируется автором.
Странно, что Вы так это воспринимаете. По мне, это про любовь и про Россию - такую, которую Бунин любил и знал хорошо. Кроме того, это великая проза, то есть художественное произведение, в котором слова, которые Вы считаете за "описание секса", есть художественный прием - который вовсе не для сексуального возбуждения предназначен.

Писатель вовсе не словами и не понятиями мыслит, в отличие от публициста. Поэтому у больших писателей так резко отличается публицистика от творчества - подчас до противоречивости. Я уже не говорю о том, что в частной жизни художник часто беспомощен, нелеп и некрасив. Он ХУДОЖЕСТВОМ своим интересен, а вовсе не жизнью, делать жизнь с художника плохо, тяжело и неприятно - не нужно совсем. Для жизни есть другие люди.

Поэтому я не стал бы обращать внимание на то, что Бунин ГОВОРИЛ. Но я непременно заставлю внуков прочитать ( и не один раз) "Землю" и "Темные аллеи" - наряду с "Семейным счастьем" и "Анной Карениной" Толстого. Конечно, после Пушкина - всего, целиком.
Алексей, первые сорок лет моей жизни, были точно не душеспасительными. Хотя и ботов тогда не было, и Интернета и с людьми я общался, а вот о спасении души своей вовсе не думал. А вот когда в 40 лет испугался, что жизнь в принципе уже прожита, так опять же без ботов и Интернета Бог меня еще 10 лет по пустыни пелевинской водил – искал я в интеллигентских мыслях утешение, но не находил. А вот в 50 опять же без интернета и ботов в Церковь пришел и лет 7 созерцал мир свой меняющийся. Ну а потом решил с интеллигентами на просторах интернета мыслями своим поделиться по поводу неизбежного окончания «серой зоны». Думаю, что пока на нашем форуме ботов нет, но «пересвист» некоторый есть, особенно заметен мой с Ильсаром. Схема пересвиста примитивная - модель «восток-запад». Но на этот «пересвист» и вы изредка выходите, думаю, что при этом размышляя о том, душеспасительно это или нет… Поэтому никаких иллюзий по поводу этого мира строить никак не могу, а вот по поводу того мира очень даже разговоров жажду.
Андрей, я вот всю свою сознательную жизнь, с института начиная, живу в мире технической интеллигенции. И совершенно точно говорю вам, что она занята всем, чем угодно, но только не поиском Бога. Но также совершенно точно могу сказать, что поиском ада она не занята. А вот отдельные представители творческой интеллигенции на примере текстов Пелевина показывают, что они заняты поиском дьявола.

В ответ на его Чапаева я бы вам предложил книгу «Американское сало». Этот роман мне посоветовал наш сотрудник, когда я ему про духовный смысл событий на Украине стал «впаривать». Андрей, не пожалейте часика 4-5, чтобы ознакомиться с этим текстом, созданным несколько лет назад.
Разумеется, там есть и о Боге и о Церкви:
«- Не торопись, они еще венчаться поедут, - сказал Аслан Василию, - у них в Киево-Печерской Лавре венчание.
- С этим некрещеным уродом? – возмутился Василий.
- А! Нашим попам только денег дай, они и жида с мусульманином окрутят, причем геев, - рассмеялся Аслан…»

«- Ты что? Тоже оранжевой белены объелся? Уже неадекватен? Не видишь, что вокруг происходит? – не выдержала Алла, когда Николай то ли в шутку, то ли в серьез, сказал ей, что его нынешняя работа окрыляет его, потому как он – Николай, ощущает себя причастным к строительству новой истории, где роль Киева в новом европейском доме станет куда как важней роли Москвы.
- Мы будем для вас мостиком в свободную Европу, - сказал Николай, - как Иисус Христос стал для грешных неверующих людей мостиком к Богу-Отцу.
- Это ты где такое слышал? – опешила Алла.
- Блаженный митрополит киевский Владимир наше руководство, благословляя, так и сказал, - не без гордости, ответил Николай, - Иисус был спасительным мостиком для грешных, и мы-Украина, станем мостиком для России, которая из=за своей негибкости без нас никак не сможет войти в общеевропейское содружество развитых стран.
- Это вы-то развитые, а мы недоразвитые! – взвилась Алла, - это ты меня спасаешь и тянешь меня в рай, а я-дура упираюсь? – задохнулась Алла от возмущения.
- Ты женщина, ты много не понимаешь, - с улыбкой, исполненной высокомерного достоинства, ответил Николай, - ты даже не знаешь, с какими людьми мне доводится общаться и какую информацию я имею.
- Вот и имей свою информацию, а ко мне больше не прикасайся, - окончательно выставляя Николая, подытожила Алла.
Их меж-расовый роман дал трещину».

«- Это метромост, а там острова, любимая зона отдыха киевлян.
- А это там?
– Это киево-печерская лавра.
- Откуда христианство по Руси пошло?
-Ну, типа того, я в религии не очень разбираюсь».

А вот финал, когда генерал Колея приходит к власти.
«Первым, о взрыве домов в Киеве и о четырехстах пострадавших мирных жителях узнал Николай. Он еще не ложился и решал какие-то организационные вопросы, связанные с предстоявшим заключительным концертом в Одессе, завершавшем их предвыборный агитационный тур «Из Варяг в Греки». Было уже пол-четвертого утра и Алла уже давно сладко спала, когда Николаю позвонили по тому секретному оперативному номеру, который никогда не отключался и по которому не могли позвонить ни родственники, ни друзья-собутыльники.
- Передай Колее, что в в Киеве взорваны две девятиэтажки, много пострадавших, по первым данным, более четырехсот….
- Ну, вот этого я и ждал, настал мой час, - опуская в шлепанцы свои ноги в полосатых пижамных брюках, сказал Колея.
- Мы вылетаем в Киев, - распорядился генерал…
В Борисполе их уже ждал кортэж из черной «волги», УАЗика и бронетранспортера БТР-80.
- Какие последние данные? – коротко спросил генерал, садясь не в «волгу», а в УАЗик.
- Ответственность за взрывы взяла на себя татарская крайне радикальная группировка «Бартыз-Исламэ», они выдвинули требования полной независимости татарского Крыма, товарищ генерал, - доложил личный адьютант.
- Дай мне связь с президентом, - распорядился Колея.
Связи долго не было.
- Где-то прячется, трус, - выругался генерал, - в песок голову засунул, к американцам в посольство уже, поди сбежал….
Однако, через четверть часа связь с Президентом появилась.
- Владимир Семенович, - с трудом пытаясь придать своему голосу признаки спокойствия, сказал Ильченко, - не трогай военных, не забывай, что «мне отмщение и аз воздам».
- Ты что? В попы записался? – позабыв все политесы и перейдя «на ты», огрызнулся Колея, - надо страну спасать, а не глупые советы давать! – крикнул в микрофон Колея.
В штабе СБ генерал мгновенно взял все на себя. Так бывает, когда в драке, на пожаре или в иной ситуации, все, сперва опешив и растерявшись, вдруг начинают сплачиваться вокруг единственного, кто сохранил твердость и ясность рассудка.
- Самая ближняя к Крыму боеспособная часть, это наша Бывшая 40-ая бригада ВДВ, нынче, по мудрому решению Президента, сокращенная до полка аэромобильных сил, - склонившись над картой, вслух, рассуждал генерал.
- Семьдесят девятый Николаевский полк, товарищ генерал, - с готовностью подтвердил заместитель министра.
- Объявите им тревогу и перебросьте полк в Симферополь, - приказал Колея, - я сам вылетаю туда через… - Колея поглядел на часы, - через восемнадцать минут.
- Перебрасываем полк с техникой? – уточнил заместитель министра.
- Весь полк на боевых машинах десанта, - грозно повысив голос, подтвердил генерал, - вы что? Собираетесь снова подставлять наших ребят безоружными, как этот осел и подлец!?
Все без уточнений поняли, кого имел в виду генерал Колея. И все отчетливо услышали трижды повторенное генералом: «Мочить в сортире, мочить в сортире, мочить в сортире»…
Сипитый обалдело глядел на цементную пыль, что поднималась над татарским поселком «Нахаловкой». Это первая рота первого батальона Семьдясят девятого Николаевского полка на боевых машинах десанта сходу, с марша, развернувшись из колонны в боевой порядок, гусеницами и броней, давила и сносила, сносила и давила наспех построенные сакли, хижины и хибары. Построенные из того цемента, из той арматуры, из того пиломатериала, что Воздвиженский и Сипитый с таким трудом закупали и везли сюда на строительство их санаторного комплекса.
Молодые бунтари пытались организовать какое-то сопротивление. В ход шли бутылки с коктейлем Молотова, охотничьи ружья, обрезы…
Но разве можно идти на танки с бейсбольными битами и с обрезками арматуры. И хотя бунтарям и удалось поджечь две Бэ-Эм-Дэшки, но это только раззадорило десантников, только придало им злости и решимости до конца выполнить приказ Председателя Временного Комитета Безопасности генерала Колеи.
Сипитый весело глядел на запыленные боевые машины. На некоторых из них было написано – «Колея – наш Президент».
- Давай, ребята, мы с вами, - кричал Сипитый, проезжавшим десантникам. Он даже нашел в своих чемоданах старую афганку с орденом «Красной Звезды» и медалью «За Боевые Заслуги», и когда очередная Бэ-Эм-Дэшка проезжала мимо, обдавая его облачком кислого дизельного выхлопа, Сипитый восторженно кричал, - ребята, ребята, давай!
«Тень кровавого диктатора генерала Колеи легла на Восточную Европу. Генерал Колея безжалостно потопил в крови очаг национального сопротивления крымских татар и тем самым превзошел своего учителя – подполковника Путина… »
«Кровавый диктатор Владимир Колея уже фактически воспринимается населением Украины, как реальный лидер страны, не смотря на то, что до официальных выборов еще остается три месяца…»
«Своими решительными действиями генерал Колея полностью переиграл всех своих политических оппонентов и фактически остается хозяином положения…»
«По данным независимого агентства «Свобода и демократия», число погибших в Бахчисарае, насчитывает более пятисот человек. Турецкий санитарный транспорт, по линии Сотрудничество с НАТО, готов принять на борт всех раненых, пострадавших во время боевых действий украинских сил быстрого реагирования в поселке «Нахаловка»… Однако, генерал Колея отверг предложение принять гуманитарную и медицинскую помощь…»

Вот такое пророческое произведение. Разница лишь в том, что армия не Крым «утюжит», а Донецк. Но согласитесь, Андрей, если бы такой вариант произошел, то Макаревич, Акунин и Быков вряд ли проливали слезы о крымских татарах… Поэтому, чем живет наша интеллигенция, мы все знаем.
Ильсар, на вашу цитату привожу такую: «В современном обществе человеческом, преимущественно в обществе образованном, многие сомневаются в существовании духов, многие отвергают его. Сомневаются в нем и отвергают его даже и те, которые признают существование души своей, признают ее бессмертие или существование ее после смерти, признают ее духом. Странное сочетание взаимно противоречащих друг другу понятий! Если души существуют после разлучения их с телами, то это самое уже значит, что существуют и духи добрые, и духи злые».
Это слова свт. Игнатия. Я не встречал в его произведениях слово «интеллигенция». «Общество образованное» - да. А вот цитата из свт. Феофана «Душа и ангел — не тело, а дух»: «В 1863 г. появилась в печати книга Слово о смерти, — слово многопоучительное, в котором, однако ж, высказаны были между прочим мнения мало известные в христианском мире, каково, например, мнение о телесности естества души и ангелов. В "Страннике" 1863 г. за сентябрь месяц сделаны были краткие, но сильные заметки на эту новость. Заметки эти вызвали противозаметки, которые и явились отдельною книжкою, под заглавием: Прибавление к Слову о смерти. Цель Прибавления была — собрать побольше доказательств на все окритикованные мысли Слова о смерти, и особенно на мнение о телесности естества души и ангелов.
Подвергал ли кто рассмотрению эти доказательства — не умею сказать. Но видно, что мысль о телесности естества души и ангелов принялась, и кому-то показалось очень твердо доказанною».

Здесь свт. Феофан явно не по-интеллигентски подтрунивает над свт. Игнатием, допуская, что свт. Игнатий мало знаком с основными знаниями христианского мира: «Мнения мало известные в христианском мире, каково, например, мнение о телесности естества души и ангелов». Согласитесь, Ильсар, что оба святителя «писатели церковные», но их полемика – не интеллигентна. Поэтому ничего свт. Феофан Затворник не опровергает, а лишь выражает своё частное мнение, а свт. Игнатий - своё. Мне мнение свт. Игнатия про «образованное общество» ближе.
Чтобы понять, «какая связь между интеллигентностью и возвышением?», нужно найти связь между интеллигенцией и христианством. Я лично её не вижу. Горький, Блок, Пелевин, Акунин… - интеллигенты, возвышающиеся над христианством. И докажите мне, что это не так.

Вот видите, как говорит С. Лихачев: «Я бы назвал интеллигенцию интеллектуально независимой частью общества». Но мне больше нравятся его слова: «интеллигентом нельзя притвориться». Но и христианином притвориться нельзя. Даже я бы сказал так: ежели интеллигент «притворяется» перед людьми, а христианин – перед Богом, то второму притвориться куда труднее.
Кстати, и идиоты и боты – тоже интеллектуально независимая часть общества…
Ну и то, что «Д. С. Лихачев обнаруживает в русской истории немало людей, соответствующих его модели интеллигентности» говорит лишь о том, что интеллигенция – это что-то неживое, раз ей нужна модель. Можно ли говорить о модели народа или модели христианства?

И если несколько интеллигентов борются со Христом, а все остальные интеллигенты входят в некую «модель» интеллигенции, то и вся модель борется со Христом. Ну или делает вид, что не видит, как некая её (модели) активная часть со Христом борется.

Кстати, Ильсар, что в этой модели мешает бороться со Христом?
«образованность европейского уровня, широкий общекультурный кругозор;
креативность - бесстрашное правдоискательство, интеллектуальная независимость, свободомыслие;
этическое самоопределение: а) совестливость, честность, правдивость; б) толерантность, осуждение насилия и террора; в) благоговение перед культурой, приобщенность к книжной культуре, русской литературе; г) индивидуализм, самодостаточность; д) оппозиционность по отношению к деспотичной власти».
Ведь это модель самости, а по сути это слова из диссертации на тему как хороша Европа… и не более.
Бунин в «Окаянных днях» критикует и себя. Одесса, 1919:
«Сейчас опять идем в архиерейский сад, часто теперь туда ходим, единственное чистое, тихое место во всем городе. Вид оттуда необыкновенно печальный,-- вполне мертвая страна. Давно ли порт ломился от богатства и многолюдности? Теперь он пуст, хоть шаром покати, все то жалкое, что есть еще кое-где у пристаней, все ржавое, облупленное, ободранное, а на Пересыпи торчат давно потухшие трубы заводов. И все-таки в саду чудесно, безлюдие, тишина. Часто заходим и в церковь, и всякий раз восторгом до слез охватывает пение, поклоны священнослужителей, каждение, все это благолепие, пристойность, мир всего того благого и милосердного, где с такой нежностью утешается, облегчается всякое земное страдание. И подумать только, что прежде люди той среды, к которой и я отчасти принадлежал, бывали в церкви только на похоронах! Умер член редакции, заведующий статистикой, товарищ по университету или по ссылке... И в церкви была все время одна мысль, одна мечта: выйти на паперть покурить. А покойник? Боже, до чего не было никакой связи между всей его прошлой жизнью и этими погребальными молитвами, этим венчиком на костяном лимонном лбу!»
Разумеется, Шмелев мне сегодня гораздо ближе Бунина. Но лет 30-ть назад я о Шмелеве-то ничего и не знал, а вот Бунина, Чехова и Достоевского (кроме «Бесы») охотно почитывал. Интеллигенция с Лихачевым настолько были в СССР «интеллектуально независимой частью общества», что общество только Мастера и Маргариту читало. Это уж потом появился Мень, интеллигентнейший человек, ну а уж гораздо позднее свт. Игнатий и Феофан. Так что интеллигенции в России всегда дорога была открыта. Сегодня, правда, Церковь несколько в массы проникает, так что неспокойно интеллигенции нынче…
О. Дмитрий Смирнов говорит так: чтобы узнать, что было в России в 1917 году, посмотрите, что происходит сегодня на Украине. Думаю, Никита Михалков, снимая Окаянные дни, учтет и сегодняшнюю Одессу. Параллели ужасные…
« 2 мая. 1919
Еврейский погром на Большом Фонтане, учиненный одесскими красноармейцами.
Были Овсянико-Куликовский и писатель Кипен. Рассказывали подробности. На Б. Фонтане убито 14 комиссаров и человек 30 простых евреев. Разгромлено много лавочек. Врывались ночью, стаскивали с кроватей и убивали кого попало. Люди бежали в степь, бросались в море, а за ними гонялись и стреляли,-- шла настоящая охота. Кипен спасся случайно,-- ночевал, по счастью, не дома, а в санатории "Белый цветок". На рассвете туда нагрянул отряд красноармейцев.-- "Есть тут жиды?" -- спрашивают у сторожа.-- "Нет, нету".-- "Побожись!" -- Сторож побожился, и красноармейцы поехали дальше.
Убит Моисей Гутман, биндюжник, прошлой осенью перевозивший нас с дачи, очень милый человек».
2 МАЯ – 2014 года повтор…
Лихачева очень уважаю за его христианскую жизнь. Но… говорить открыто о христианстве он, увы, не мог.
Цитата
Ильсар пишет:
Вы сами-то бунинские "Темные аллеи" читали?
Там описан разнузданный секс. И это романтизируется автором.
Это еще раз говорит о том, что у нас, Ильсар, разные культуры. И опросом ничего не решить. У Мопассана "клубничка" просто зашкаливает, но французы её, возможно, не замечают.
Характерно, что либеральные христиане стараются исключить из своего мировоззрения представления об аде и демоне, обойти эту область молчанием, или же представляют сатану простой метафорой, олицетворением че­ловеческих грехов для того, чтобы спокойнее грешить, не испытывая страха перед вечными последствиями греха и перед тем, кто стоит за черной тенью греха, как режиссер за сценой.
Некоторые из современных богословов уже открыто называют учение о страшном суде и аде «жуткой мифологией». «Колыбельные песни» Оригена и современных либе­ральных теологов дают возможность спокойно дремать, не думая о смерти как экзамене жизни. Забвение о чёрной области ада как бездне, откуда нет возврата, и о демонах - вечных врагах человечества - лишает христианина бдительности над собой, духовного напряжения в молитве и хранения своего сердца от страстей. Он считает, что демон - это только теневая часть его собственной души, ад - страдания земной жизни, и поэтому встречает смерть неподготовленным, как бы безоружным и застегнутым врасплох, а реалия будущей жизни - демонический мир, который он считал метафорой - оказывается для него неожиданностью и катастрофой.

© архимандрит Рафаил (Карелин)
И аще имам пророчество, и вем тайны вся и весь разум, и аще имам всю веру, яко и горы переставляти, любве же не имам, ничтоже есмь. (1 Кор. 13, 2)
Цитата
Андрей Недолужко пишет:
слова, которые Вы считаете за "описание секса", есть художественный прием
Пусть будет так, я не возражаю.

Цитата
Андрей Недолужко пишет:
я не стал бы обращать внимание на то, что Бунин ГОВОРИЛ
Хорошо.
Тогда стоит не обращать внимание на то, что он говорил о "недругах"-писателях (что цитировал Владимир).
Слова Бунина о писателях тоже дискредитируют его. Большой художник оказывается не самым лучшим публицистом. Вы правы.

Цитата
Владимир из России пишет:
ничего свт. Феофан Затворник не опровергает, а лишь выражает своё частное мнение,
Он выражает свое частное мнение, не соответствующее вашему.
А мнение это - что церковные писатели суть интеллигенция церкви.

У него нет противопоставления понятий интеллигенция и церковь. А у вас есть.

И я позволю себе верить более свт. Феофану нежели вам.

И к чему вы привели пикирование его со свт. Игнатием - я не понял.

Цитата
Владимир из России пишет:
нужно найти связь между интеллигенцией и христианством. Я лично её не вижу. Горький, Блок, Пелевин, Акунин…
Увидеть ее можно здесь: акад. Лихачев, акад. Аверинцев, проф. Осипов, свящ. П. Флоренский, прот. Г. Флоровский, прот. А. Мень, прот. В. Шпиллер, прот. Г. Митрофанов, прот. А. Уминский, прот. А. Борисов, архим. Августин Никитин, архим. Ианнуарий Ивлиев - интеллигенты.

Вы же берете удобную вам тенденциозную выборку.

Я вам предлагаю другую.

Из нее можно увидеть прямую связь между интеллигенцией и христианством. Не будьте слепы, но зрячи. Я уверен, вы способны на это.

Цитата
Владимир из России пишет:
Ну и то, что «Д. С. Лихачев обнаруживает в русской истории немало людей, соответствующих его модели интеллигентности» говорит лишь о том, что интеллигенция – это что-то неживое, раз ей нужна модель. Можно ли говорить о модели народа или модели христианства?
Человеку науки - можно. Таким был Лихачев.
Обывателю, встречающему неизвестный ему научный термин - возможно и нет. Но я вас Владимир, призываю потихоньку переходить из состояния судачащего обывателя в состояние человека мыслящего. Я уверен, вы на это тоже способны.

Цитата
Владимир из России пишет:
что в этой модели мешает бороться со Христом? «образованность европейского уровня, широкий общекультурный кругозор; креативность - бесстрашное правдоискательство, интеллектуальная независимость, свободомыслие; этическое самоопределение: а) совестливость, честность, правдивость; б) толерантность, осуждение насилия и террора; в) благоговение перед культурой, приобщенность к книжной культуре, русской литературе; г) индивидуализм, самодостаточность; д) оппозиционность по отношению к деспотичной власти». Ведь это модель самости, а по сути это слова из диссертации на тему как хороша Европа…
Стенания Бунина о "нехороших писателях" - вот модель самости. Они-то богоборцы - нехорошие, зато я выпью бутылку водки, пересплю с посторонней женщиной - мне-то можно, я традиционалист, консерватор, гражданин третьего Рима!

И генерируемые вами с прот. Д. Смирновым причитания о "демоническом Западе" и "святой Руси" - вот модель самости. "Мы" - хорошие, "они" - плохие. Самая ходовая мантра для хунвейбина.
Вам никогда не казалось, что реальная жизнь сложнее таких схем? Мне так порой всё же кажется.

Цитата
Владимир из России пишет:
Бунин в «Окаянных днях» критикует и себя
И за это ему подобает уважение читателя.
А если бы он критиковал только себя - то был бы просто скромен. И это было бы лучше чем порождать "праведный" гнев в адрес коллег по литературному цеху.

Цитата
Владимир из России пишет:
Это уж потом появился Мень, интеллигентнейший человек, ну а уж гораздо позднее свт. Игнатий и Феофан
У кого как. Кто-то православную литературу 19 века начал читать ранее чем А. Меня.
Но это, в общем, не так и важно.

Цитата
Владимир из России пишет:
Интеллигенция с Лихачевым настолько были в СССР «интеллектуально независимой частью общества», что общество только Мастера и Маргариту читало
У вас есть статистические данные или это ваша очередная фантазия?
Прошу вас подкреплять высказываемые мнения данными статистики или мемуарами. А то вы человек творческого склада, лирик, и порой это играет злую шутку.

Цитата
Владимир из России пишет:
Так что интеллигенции в России всегда дорога была открыта. Сегодня, правда, Церковь несколько в массы проникает, так что неспокойно интеллигенции нынче…
Прот. Уминскому, Борисову, архим. Никтиину, Ивлеву - нельзя сказать что неспокойно. Эти интеллигенты в сане десятилетиями трудились и трудятся на благо церкви. Пережили и советские времена, переживут и нынешние.
Не понимаю, кто у вас беспокоится. Какие-то виртуальные интеллигенты, должно быть - этакий сгенерированный уязвленным сознанием образ врага, без которого не живет никакая тоталитарная идеология.

Цитата
Владимир из России пишет:
Лихачева очень уважаю за его христианскую жизнь. Но… говорить открыто о христианстве он, увы, не мог
Прекрасно, что уважаете.

А о христианстве открыло академик-интеллигент говорил. У вас просто неполные данные.

Вот свидетельства: http://magazines.russ.ru/zvezda/2006/11/li4.html
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/579.htm

Видите - всё открыто.
Цитата
Владимир из России пишет:
еще раз говорит о том, что у нас, Ильсар, разные культуры
Это говорит о том, что вы Владимир, не всегда умеете точно выражать мысль. Распространите свой тезис - и она будет яснее.
А пока - вы ведете разговор в таком стиле: "Сегодня ясная погода? Зато на Западе у наших врагов - ураган! У нас разные культуры! Завтра дождь? Зато на Западе у наших врагов - зной и лесные пожары!"

Поясняйте свои лозунговые тезисы, и будет ясно: стоит за ними что-то или нет.

Хорошо хоть перестали отрицать что у нас одна вера. Это уже достижение. Поработаем теперь над консенсусом в культуре.

Цитата
Владимир из России пишет:
опросом ничего не решить
Это не так. Ваши утверждения о том, что "интеллигенция несовместима с верой" можно подтвердить или опровергнуть только статистическими данными.

Или вы меня также в интеллигенты записали? :sm64:
Смею вас уверить, что лихачевским критериям в этом отношении я не удовлетворяю.

Понятно, что у вас всякий не разделяющий лозунга "Русь свята, запад сгнил" - интеллигент, но это всё же исключительно ваша реакция на вещи. :sm12:

Цитата
Алексей Храмков пишет:
либеральные христиане стараются исключить из своего мировоззрения представления об аде и демоне
У Карелина и митр. Антоний Сурожский и проф. Осипов - "враги" и "разрушители православия".
Я бы осмотрительнее относился к цитированию такого автора. Слишком много неоднозначного и слишком широковещательно.
Не передергивайте, Ильсар, война была лет 8 назад. И это было нормально.

А совершенных людей нет. Или у Вас по поводу собственной персоны имеются какие-то надежды? :)

Алексей Ильич меняется. И в качестве примера изменения жизни, приводит, в частности, святителя Феофана (Затворника). Как тот в начале своей духовной жизни рекомендовал читать книгу "Записки странника своему духовному отцу", а десятилетием позже категорически запрещал. То есть, мнение сменилось строго на противоположное.

Этим он как бы показывает, что его мнение по каким-то вопорсам сменилось на строго противоположное.

И, как мне кажется, архимандрит Рафаил (в частности, конечно, а не только исключительно он) послужил к этому путевой звездой, дающей направление.

За что ему отдельное спасибо.
И аще имам пророчество, и вем тайны вся и весь разум, и аще имам всю веру, яко и горы переставляти, любве же не имам, ничтоже есмь. (1 Кор. 13, 2)
Если архим. Рафаил извинился за свои выпады против Осипова и митр. Антония, прошу продемонстрировать - где и как.

Цитата
Алексей Храмков пишет:
А совершенных людей нет
Я где-то утверждал, что есть? Процитируйте мои слова, пожалуйста.

Цитата
Алексей Храмков пишет:
Или у Вас по поводу собственной персоны имеются какие-то надежды?
Никаких - равно как и по поводу вашей.

Цитата
Алексей Храмков пишет:
Алексей Ильич меняется. И в качестве примера изменения жизни, приводит, в частности, святителя Феофана (Затворника). Как тот в начале своей духовной жизни рекомендовал читать книгу "Записки странника своему духовному отцу", а десятилетием позже категорически запрещал. То есть, мнение сменилось строго на противоположное.
В чем и где изменились мнения Осипова за 8 лет? Прошу привести его цитаты.
Феофана он цитирует гораздо ранее чем 8 лет назад. Цитаты кочуют из одной его лекции в другую.

Цитата
Алексей Храмков пишет:
Этим он как бы показывает, что его мнение по каким-то вопорсам сменилось на строго противоположное
"Как бы" - это ваша интерпретация.
В чем же конкретно изменилось мнение Осипова в результате полемики с Карелиным? Чем это можно подтвердить?

Цитата
Алексей Храмков пишет:
как мне кажется, архимандрит Рафаил (в частности, конечно, а не только исключительно он) послужил к этому путевой звездой, дающей направление
У меня нет данных чтобы утверждать так.

Я скорее вижу просто то, что вам ближе стиль изложения архим. Рафаила нежели чем проф. Осипова.
Ильсар, зачем мне что-то Вам доказывать? Что это даст Вам?

Я всего-лишь посоветовал обратиться к первоисточникам.

Если Вы читали о. Рафаила и слушаете свежие лекции Алексея Ильича и там не видите никаких изменений - я-то тут при чем?

А вот Ваш вывод о том, что мне нравится - это уже фантазия. Естественно, оформленная в логику, но по-прежнему фантазия.

Церковь - это единый организм. Не только Глаз, так, чтобы все были только глазами, и не только Рука, чтоб все были руками, но есть и Глаз, и Рука, и все - едино.

А всякие раковые клетки, которые своевольничают и пытаются жить своей личной жизнью и умом - они извергаются из Тела Церкви. Или Она по любви и милости Своей, носит на себе эти язвы, неся тяготы ближних своих, и ожидая их вразумления. Но это не бесконечно.

Господь сказал о Себе, что Он добрый пастырь, и никто из Его овец не погиб. Даже Иуда. До той среды, в которую мы теперь держим пост, он сам (лично) отошел от Христа и пристал к фарисеям. Ну а они, естественно, погибающего спасти не могли, ибо и сами тем же путем грядут.

Так что в нашей Церкви есть разные люди, и у них у каждого свой фронт работ, на котором они очень важны. И у каждого из них есть область, в которой они мало практикуются. А как сказали учители марксизма-ленинизма: "Практика - критерий истины". Чем больше делаешь, тем лучше получается. И, когда они выходят на это поприще, в котором у них нет (либо недостаточно) практики, то получается не очень хорошо. Причем, это весьма заметно, что не очень хорошо.

Да подаст Господь им разум делать свое дело, и нам своими делами заниматься, а не витать в бесплодных фантазиях, да других судить.

Засим откланяюсь.
Изменено: Алексей Храмков - 15.05.2014 15:26:19
И аще имам пророчество, и вем тайны вся и весь разум, и аще имам всю веру, яко и горы переставляти, любве же не имам, ничтоже есмь. (1 Кор. 13, 2)
Цитата
Алексей Храмков пишет:
зачем мне что-то Вам доказывать?
Вы сделали ряд утверждений, не потрудившись подтвердить их данными.
Думаю, в дискуссии это стоило бы сделать - просто чтобы не быть голословным. Я стараюсь свое сформировавшееся мнение по какому-либо вопросу подкреплять либо цитатами из источников, либо статистикой. Считаю, что так и нагляднее, и вообще честнее.

Цитата
Алексей Храмков пишет:
всего-лишь посоветовал обратиться к первоисточникам
Хотелось бы тогда попросить, если не сложно, огласить их список. Благо сеть позволяет давать ссылки на документы.

Цитата
Алексей Храмков пишет:
Если Вы читали о. Рафаила и слушаете свежие лекции Алексея Ильича и там не видите никаких изменений - я-то тут при чем?
Слушал лекции Осипова 2010-2012 годов. Архим. Рафаила читал: и полемические статьи с критикой Осипова, и недавние ответы на персональном сайте на вопросы посетителей оного.
Итак, о каких изменениях у проф. Осипова речь?

Дайте хотя бы тему лекции, чтобы можно было сравнить с лекциями прошлых лет на аналогичную тему. Записи Осипова 90-х годов я также слушал.

Поскольку все записи есть в свободном доступе, не так сложно будет увидеть: как и в чем на взгляды Осипова повлиял (как вы утверждаете) Карелин.
Если этого нет - вам придется как честному человеку скорректировать свое утверждение.

Цитата
Алексей Храмков пишет:
в нашей Церкви есть разные люди, и у них у каждого свой фронт работ, на котором они очень важны
Никто в этой теме не утверждал обратного.

Цитата
Алексей Храмков пишет:
когда они выходят на это поприще, в котором у них нет (либо недостаточно) практики, то получается не очень хорошо. Причем, это весьма заметно, что не очень хорошо
Принцип вами сформулирован универсальный. Так не только в церкви, а на любом светском поприще. Профессионал имеет преимущество перед дилетантом. А опытный профи - перед профи начинающим.

Цитата
Алексей Храмков пишет:
Засим откланяюсь
Как вам будет угодно.
То, что некоторые православные в России находят в Пелевине «нечто», говорит, Ильсар, лишь о том, что они оторвались от русской культуры. И это объяснимо. ЕГЭ, соц. опросы, мнение большинства… никогда на уроках русской литературы не учитывались. На них давались задания не дать герою положительную или отрицательную оценку, а просто привести подтверждения оценки героя, данной писателем и учителем. Разумеется, в «Солнечном ударе» Бунина положительных героев нет. Оба совершают грех и «звон церквей» напоминает об этом…:

«Вошли в большой, но страшно душный, горячо накаленный за день солнцем номер с белыми опущенными занавесками на окнах и двумя необожженными свечами на подзеркальнике, - и как только вошли и лакей затворил дверь, поручик так порывисто кинулся к ней и оба так исступленно задохнулись в поцелуе, что много лет вспоминали потом эту минуту: никогда ничего подобного не испытал за всю жизнь ни тот, ни другой.

В десять утра солнечного, жаркого, счастливого, со звоном церквей, с базаром на площади перед гостиницей, с запахом сена, дегтя и опять всего того сложного и пахучего, чем пахнет русский уездный город, она, эта маленькая безымянная женщина, так и не сказавшая своего имени, шутя называвшая себя прекрасной незнакомкой, уехала. Спали мало, но утром, выйдя из-за ширмы возле кровати, в пять минут умывшись и одевшись, она была свежа, как в семнадцать лет. Смущена ли была она? Нет, очень немного. По-прежнему была проста, весела и - уже рассудительна.

- Нет, нет, милый, - сказала она в ответ на его просьбу ехать дальше вместе, - нет, вы должны остаться до следующего парохода. Если поедем вместе, все будет испорчено. Мне это будет очень неприятно. Даю вам честное слово, что я совсем не то, что вы могли обо мне подумать. Никогда ничего даже похожего на то, что случилось, со мной не было, да и не будет больше. На меня точно затмение нашло... Или, вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара...»

Здесь всё по-русски. Один, вроде случайный миг, перевернувший всю их жизнь. Но сколько размышлений.

А вот Шварценеггер и «просто Мария» Пелевина.

«– Ну конечно, конечно, – сказал он. – Все равно случай весьма интересный. Я бы сказал, просто-таки шекспировская психодрама. Столкновение таких разных на первый взгляд объектов сознания, как мексиканская мыльная опера, голливудский блокбастер и неокрепшая русская демократия. Знаете эти мексиканские телесериалы «Просто Мария»? Тоже не помните? Понятно. Короче, считает себя героиней, этой самой Марией. Было бы самым банальным случаем, если бы не подсознательное отождествление с Россией плюс комплекс Агамемнона с анальной динамикой. Короче, прямо по моему профилю – раздвоение ложной личности…

– Арнольд, – спросила она, – а куда мы идем?
– Разве ты не знаешь? – сказал Шварценеггер.
Мария покраснела и потупилась.
«Что же это все-таки такое – алхимический брак? – подумала она. – И не будет ли мне больно? В смысле – потом? Ведь уже столько раз бывало»…

Шварценеггер улыбнулся левым углом рта и отвернулся. Мария перекинула ногу через дюралевый хребет и оседлала фюзеляж. Металл под ней был холодным и чуть влажным от росы; она привстала, чтобы подоткнуть под себя куртку, и ей вдруг померещилось, что самые нежные части ее тела распластались на угловатых бедрах лежащего на спине металлического человека – не то поваленного ветром перемен Дзержинского, не то какого-то адского робота. Она вздрогнула, но эта короткая галлюцинация сразу же кончилась. На смену пришло ощущение, что она сидит на вынутой из холодильника сковородке. Происходящее нравилось ей все меньше и меньше».

Это не русская литература, Ильсар, а элементарная патология. Человек, которому это нравится, вряд ли читал Пушкина, Чехова, Бунина. Возможно, сдавал ЕГЭ по литературе.

И то, что данное произведение входит в обязательную программу филологических ВУЗов России, говорит лишь о том, что и филологические ВУЗы живут сегодня вне русской культуры. Поэтому и любителей Пелевина по опросам будет всё больше. Но это говорит лишь о том, что духовно мiр стал еще ближе к восторженной встрече с антихристом. Поэтому возращение русской литературы в школу, уничтожение ЕГЭ эту встречу отодвигает.
Но и говорить, что человек, кому нравится Пелевин, - православный, на мой взгляд, тоже нельзя. Ну, только ежели считать «Чапаева и Пустоту» православным романом. Но тогда я точно не православный. А вот ежели считать этот роман учебником по психиатрии, по патологиям сознания, и изучать его в мед. ВУЗах, тогда я опять православным стану…
Изменено: Владимир из России - 15.05.2014 18:31:36
А теперь я вот о чем предлагаю подумать. Если понятие «интеллигенция» вызывает такие споры, если никто себя интеллигентом не называет, то зачем нам вообще это понятие? Кто в нём заинтересован? Интеллигенты? Нет. Народ? Нет. Церковь? Нет.
Это очередной термин, аналог среднего класса, из социальной лестницы Оруэлла в его "1984". Я думаю, что в современном мире, весьма потребительски-индивидуально-капиталистическом, термин интеллигента безнадежно устарел. Среднего класса вполне достаточно. То есть. это формально не быдло, которому позволено погибать в собственных пороках, а типа, "не быдло". Отделение быдла от "не быдла" может быть на разных основах, например, экономических, интеллектуальных, и даже религиозных.

Например, в Евангелии, "не быдло" - это фарисеи, то есть, люди, соблюдающие заповеди Божии, и этим превозносящиеся над остальным быдлом, на основании того, что они ближе к Богу.

В общем, это эффект миньенов, "любимчиков", хотя это зависит от, скажем так, "широты кругозора" власть придержащего, ну и, соответственно, тех, кто эту власть признает.

Естественно, если эта элита, то у нее пороков нет, "секса нет", наркомании нет, алкоголизма нет. Ну, то есть, это все есть, но это не показывается быдлу, а ему всевается ложь на счет того, что этого нет.

То есть, если так очень грубо обобщить, это каста лжецов.
И аще имам пророчество, и вем тайны вся и весь разум, и аще имам всю веру, яко и горы переставляти, любве же не имам, ничтоже есмь. (1 Кор. 13, 2)
Цитата
Владимир из России пишет:
А теперь я вот о чем предлагаю подумать. Если понятие «интеллигенция» вызывает такие споры, если никто себя интеллигентом не называет, то зачем нам вообще это понятие? Кто в нём заинтересован? Интеллигенты? Нет. Народ? Нет. Церковь? Нет.
В Вашем неприятии интеллигенции, которое носит сугубо личностный характер и обусловлено, вероятно, обстоятельствами Вашей жизни, для меня совершенно неприемлемо отрицание просвещения - то есть образования и науки, которые принципиально невозможны без интеллигентов. Образованность неотрывна от интеллигентности - отрицая одно, Вы отрицаете и другое. С водой Вы выплескиваете и ребенка.

"Интеллигентами" Вы называете христоборцев. Это Ваше личное определение, совершенно не совпадающее с общепринятым взглядом на эту социальную группу. И Вы совершенно правы в том, что понятие "интеллигент" к христоборцу неприменимо. Социальную группу христоборцев как-то по-другому надо определить, поскольку не все интеллигенты - христоборцы и не все христоборцы - интеллигенты.
Цитата
Владимир из России пишет:
То, что некоторые православные в России находят в Пелевине «нечто», говорит, Ильсар, лишь о том, что они оторвались от русской культуры
Возможно и так а возможно и нет.
Думаю, судить об этом уместнее культурологам, а не нам - экспертам любителям.

Или мы с вами - мерило не-оторванности от русской культуры?

Как здесь уместно заметил Алексей Храмков, у всех в церкви свое предназначение. Я думаю, что не совсем уж безосновательно продолжил его мысль: делать свое дело должны профи. Предлагаю вам предоставить право высказаться высказаться на эту тему профессионалам-культурологам. Если есть их труды на эту тему, можете их обильно зацитировать. Это будет всё же серьезнее чем наши любительские рассуждения.

Цитата
Владимир из России пишет:
И это объяснимо. ЕГЭ, соц. опросы, мнение большинства… никогда на уроках русской литературы не учитывались
ЕГЭ точно ни при чем. Мои знакомые старше по возрасту, чем поколение ЕГЭ.

Что учитывалось на уроках русской литературы, я не знаю. Близких знакомств среди учителей литературы не имею. Но, думается мне - и вы не имеете отношения к преподаванию этого предмета. Тогда на каком основании вы судите, что там учитывается?

Удивляюсь просто вашим привычкам делать суждение о предмете без его предметного знания. Подобает ли такое культурному человеку?

Цитата
Владимир из России пишет:
Здесь всё по-русски. Один, вроде случайный миг, перевернувший всю их жизнь. Но сколько размышлений
У Пелевина тоже всё по-русски. Если же вы будете утверждать, что, скажем, по-португальски, вам придется отстаивать свое мнение русско-португальским словарём в руках. И думается мне вы его не отстоите.

Цитата
Владимир из России пишет:
Это не русская литература, Ильсар, а элементарная патология
Вот что вики пишет об определении термина.
Цитата
Ру́сская литерату́ра — литература на русском языке
Соответствует ли процитированный вами фрагмент из Пелевина этому определению? Несомненно.

Итак, это - русская литература.
Произведение написано русским писателем на русском языке.

Если у вас есть альтернативное определение русской литературы, прошу вас привести его.

Цитата
Владимир из России пишет:
то, что данное произведение входит в обязательную программу филологических ВУЗов России, говорит лишь о том, что и филологические ВУЗы живут сегодня вне русской культуры
Повторю свою мысль из начала сообщения.
Вы - представитель технической интеллигенции. И по определению экспертом в области преподавания литературы быть не можете. Я конечно, не говорю, что я могу быть им. Но я бы в подтверждение своей мысли предоставил слово профессионалам. Итак, какой коллектив профессионалов мог бы подтвердить вашу мысль?

На Смирнова-Карелина просьба не ссылаться - они не являются дипломированными преподавателями литературы.

Цитата
Владимир из России пишет:
это говорит лишь о том, что духовно мiр стал еще ближе к восторженной встрече с антихристом
Думаю, это говорит лишь о не самом высоком уровне ваших аналитических способностей, не более. А также о психологии пожилого человека, принимающего закат собственной жизни за всеобщий закат. Это обычное явление. Я делаю такой вывод также и потому, что вы склонны отождествлять большое разнородное общество людей с самим собой. Вы ищете рая. И отождествляете свои чаяния с чаяниями населения России. Отсюда лозунг "Россия ищет рая". Причина его появления - логическая ошибка.

Если один Владимир из России и ряд его единомышленников рая ищут, это совсем не значит, что этого же ищет и Россия.

Подобное - психология пожилого человека и отождествления своей локальной ситуации с "судьбами мира" - было у Серафима Роуза, понимавшего, что он смертельно болен, и находившего в бывших для окружающих обыденными явлениях нечто "апокалиптическое". Например, узнав о выходе фильма "Близкие контакты третьего рода" (1977), он объявил, что за этим фильмом скоро последует пришествие антихриста, потому что "такое" могут показывать только перед самым-самым концом. Но преставился Роуз, фильм стал старым добрым ретро, а мир живет себе и живет - и Америка, столь страшившая калифорнийского отшельника, и Россия, бывшая предметом его романтических воздыханий, да и весь остальной мир. Отец Глеб Якунин, перед которым так благоговел Роуз, стал раскольником и борется против Московской Патриархии; Дивеево, бывшее мистическим притягателем чаяний эмигрантской церкви, стало коммерчески-паломническим центром и имеет духовную атмосферу, прямо противоположную атмосфере в кельях затворника-нестяжателя Роуза...

А об антихристовых тенденциях мысли, ну совсем не схожие с вашим страхом перед Пелевиным, высказывал свт. Игнатий Кавказский.

Из письма свт. Игнатия игумену Антонию (Бочкову): «Бедствия наши должны быть более нравственные и духовные. Обуявшая соль предвещает их и ясно обнаруживает, что народ <наш> может и должен соделаться орудием гения из гениев, который наконец осуществит мысль о всемирной монархии, о исполнении которой уже многие пытались» (Собрание писем святителя Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского и Черноморского. Составитель игумен Марк (Лозинский). М.-СПб, 1995. С. 27).

Ну скажите, где у Пелевина мысли о "всемирной монархии"? :sm38:
И заметьте: никакого подчеркивания роли Европ и Америк. Вся ответственность сосредоточивается на православных. Вот это настоящий святоотеческий подход!

Цитата
Владимир из России пишет:
и говорить, что человек, кому нравится Пелевин, - православный, на мой взгляд, тоже нельзя. Ну, только ежели считать «Чапаева и Пустоту» православным романом
Православным можно называть того, кто исповедует Символ веры и участвует в церковной жизни.

И нравиться православному могут произведения каких угодно авторов - от Габдуллы Тукая и Эриха-Марии Ремарка до Иоганна-Себастьяна Баха и Франсуа Трюффо.
Подтверждение этому - мои знакомые православные священники, имеющие довольно широкий культурный кругозор.
От них я ни разу не слушал мысли "кто читает такого-то автора - тот не православный". Скорее наоборот: они подчеркивали, что жесткая регламентация круга чтения свойственна неофитам.

Цитата
Владимир из России пишет:
А теперь я вот о чем предлагаю подумать. Если понятие «интеллигенция» вызывает такие споры, если никто себя интеллигентом не называет, то зачем нам вообще это понятие? Кто в нём заинтересован? Интеллигенты? Нет. Народ? Нет. Церковь? Нет
Предлагаете уничтожить понятие, а вместе с ним и людей, им характеризуемых?
Ох Владимир, как же вы похожи на комсомольцев 20-30-х, в неуемном раже бывших готовыми уничтожить всё связанное с верой в Бога...

Вообще любой диалог должен бы начинаться с определения понятий. Что вы вкладываете в понятие интеллигенция - вы не сказали. Судя по вашим репликам в теме, действительно, как Андрей сделал предположение, вы так просто называете своих идейных "врагов".

Себя вы позиционируете как церковного человека, упорно не замечая, что столь не принимаемые вами интеллигенты служат в сане и являются наставниками паствы. Это выдает либо наличие в ваших рассуждениях лукавства, либо сознательное стремление вести себя в авторитарно-рекламном стиле: выдать за мнение церкви собственную зилотско-радикалистскую идеологию. Безусловно, этой идеологии есть место в церкви, но вся церковь ею не исчерпывается - это лишь один из взглядов на вещи. А то, что взгляды в церкви возможны совершенно разные - показывает хотя бы приведенная вами полемика святителей Игнатия и Феофана. Да и Карелин с Осиповым - хоть и полные антагонисты по ряду вопросов, однако оба состоят в церковном единстве. И оно-то подороже разногласий будет. Как вы думаете?
Цитата
Владимир из России пишет:
если никто себя интеллигентом не называет, то зачем нам вообще это понятие?
Опять пытаетесь хитрить. Зачем же вы так?

Если себя никто не называет скромным, то это не значит что скромных людей не существует.
Если человек скажет: "я скромный", то он уже скромным перестает быть.
Страницы: Пред. 1 ... 10 11 12 13 14

Форум