Вход на форум
Логин:
Пароль:
Запомнить меня на этом копьютере
Страницы: 1

Смысл жертвы Христовой, Иисус Христос Спаситель или Искупитель?

Искупитель или Спаситель?

Есть ли различие ,есть ли влияние юридизма в появлении слова Искупитель или это слово из Евангелия?
Цитата
Марина Волобуева пишет:
Искупитель или Спаситель?
Искупитель и Спаситель - это синонимичные наименования Христа.
Цитата
Марина Волобуева пишет:
Есть ли различие ,есть ли влияние юридизма в появлении слова Искупитель или это слово из Евангелия?
Идея выкупа - это миссионерская идея, понятная как иудеям, так и язычникам, приносивших Богу различные жертвы. Но уже в ветхозаветные времена человек понимает: истинная жертва Богу - это далеко не материальные вещи, а сердце, его смирение. Юридическая доминанта в теории искупления доводит её до абсурда и является всё тем же видом (только более утончённым) иудейско-языческих отношений с Богом. Да, Христос - это жертвенный Агнец, но Его жертва - это не плата на рынке, а примирение в Себе нас с Богом. Не в том смысле, что прежде Бог гневался, а потом сменил гнев на милость (так думать безумно), а в том, что благодаря Христу для нас открылась возможность возвращения к духовному единству с Богом.
Какова цель боговоплощения?

Каков смысл боговоплощения?


Можно ли сказать, что цель боговоплощения - появление Нового Адама, родоначальника святой непадательной человеческой плоти, природы. А смысл боговплощения - жертва Христова.


Можно ли вообще ставить так вопрос о том, что какова цель и каков смысл боговплощения?
Вычитала на одном из форумов вот это:


Цитата
Христос на Кресте упразднял в Себе Самом средостение между Богом и падшим человеком? Если да, то чем это по существу отличается от дискурса Феодора Мопсуестийского?
о.Рустик, прокомментируйте пожалуйста.
Цитата
Марина Волобуева пишет:
Можно ли вообще ставить так вопрос о том, что какова цель и каков смысл боговплощения?
Спасение человека, восстановление его жизни в Боге. Жизнь - только в Боге. Иначе - смерть. Грехом разозрвав отношения с Богом мы умерли и существуем в смерти. Вот, чтобы мы жили и пришел Христос.
Цитата
Марина Волобуева пишет:
Какова цель боговоплощения?
Каков смысл боговоплощения?
Цель и смысл совпадают и состоят в достижении для каждого из нас восстановления единства с Богом, посредством богочеловечества Иисуса Христа.
Цитата
Марина Волобуева пишет:
Можно ли сказать, что цель боговоплощения - появление Нового Адама, родоначальника святой непадательной человеческой плоти, природы.
Я бы согласился.
Цитата
Марина Волобуева пишет:
А смысл боговплощения - жертва Христова.
Суть жертвы Христа - проявление любви, но тоже самое можно сказать и относительно цели боговоплощения.
Боговоплощение - это кенозис (самоумаление Бога), а значит - жертвенная любовь.
Цитата
Марина Волобуева пишет:
Можно ли вообще ставить так вопрос о том, что какова цель и каков смысл боговплощения?
Почему нет?
Цитата
Марина Волобуева пишет:
Вычитала на одном из форумов вот это:
Цитата Христос на Кресте упразднял в Себе Самом средостение между Богом и падшим человеком? Если да, то чем это по существу отличается от дискурса Феодора Мопсуестийского?
о.Рустик, прокомментируйте пожалуйста.
Всё зависит от интерпретации. Если рассуждать в рамках изложенной нами концепции двух полюсов природы Христа - это будет православное объяснение. Если же допускать, подобно Феодору Мопсуестийскому, некую борьбу страстей во Христе, значит, утверждать наличие у Богочеловека гномической воли, первородного греха, изменяемости произволения, что соответствует несторианской христологии.
прот.Рустик пишет:
Цитата
благодаря Христу для нас открылась возможность возвращения к духовному единству с Богом.
"Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение. Сегодня довольно необычный день, в мире совершилось рождение даже не сверхчеловека, не пророка или очередного гуру, нет, в мире родился Бог. Для кого-то Бог был мёртв, Бога не было для некоторых, не было возможности даже зацепиться за идею Бога, но сегодня Он родился, родился, чтобы дать начало новой эре, начало новому человеку, новому образу жизни, новому мировоззрению.
И у каждого есть шанс – осознать, что пока мы живы, в любой момент времени мы имеем возможность обрести новый опыт, опыт общения с родившимся Богом. Именно для этого Он и родился, чтобы облегчить нам жизнь, предложить источник сил, из которого мы будем черпать энергию для жизни. Жизнь, по сути, и есть энергия. Нам всем необходима подзарядка, необходимо обновляться, благими деяниеми смывать греха пятно, остановив зло на себе, так как у нас есть дополнительный источник, который делает нас способными на это. Без соприкосновения с Богом, с Его энергией, невозможно без внутреннего надлома, совершить поступки, которые будут ошеломлять людей. Эффект, который производит человек, познавший Бога, сравним с эффектом, по ощущениям, от удара по шлему. Он совершает такие поступки, которые не принято совершать, он ошеломляет людей.
И эта новая жизнь возможна благодаря тому самому малышу, который родился на земле. Он совершил нечто такое, что в последствии оставило неизгладимый след в истории мира. Жизнь и дела малыша можно узнать в книге Новый Завет, и потом, узнав историю жизни малыша, можно задать себе один вопрос: Хочу ли я стать иным? Жить ли мне иной жизнью или пройти мимо малыша и жить так, как я могу и как мне диктуют учителя современности?
Но в любом случае, от соприкосновения с жизнью малыша что-то произойдёт в нашей жизни и она разделится на «до» и «после» нашей встречи с этим необычным малышом. И никогда в жизни мы не забудем того опыта, опыта познания Бога через Его энергии, это познание стало возможным благодаря родившемуся в мир малышу, имя которому Иисус.
Ефхаристо Тебе, Божественный малыш!"
http://forum.pravmir.ru/showthread.php?p=362842#post362842
Цитата
Марина Волобуева пишет:
Искупитель или Спаситель?
Такие понятия как Искупитель и Спаситель взяты из иудейской философии.

Но слово "искупитель", это не совсем верная трактовка. В Иудаизме это трактуется в смысле "вытирания" греха. Букв. смысл корня - "вытирать". Это понятие всегда относиться только к Всевышнему.

А вот понятие "спаситель" действительно в некоторых случаях может относиться и к помазаннику Божьему(христу), если он как глава общества Господнева или как глава государства, то есть имея статус малкиседека(царя и праведника рус.), спасает свой народ от врагов или отступничества..
Изменено: Олег Гаон - 19.03.2015 20:31:52
Цитата
прот. Рустик пишет:
Искупитель и Спаситель - это синонимичные наименования Христа...
Вы по умыслу пытаетесь подменить понятия!

Знаю, что ваша церква беззакония любит цитировать Исаию.

"Я Яхве – Спаситель твой и Избавитель твой." (Ис. 60:16)

"Не Я ли, Яхве? И нет более Бога, кроме Меня, Бога справедливого и спасающего нет кроме Меня. Обратитесь ко Мне и спасены будете, все концы земли, ибо Я – Бог, и нет иного." (Исаия 45 21-22)

Что касаемо Искупителя:

"Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа(жертвы) за него. Дорога цена искупления души их и не будет такого вовек, что бы остался кто жить навсегда и не увидел могилы."(Псалом 48. 8-10)

Цитата
Идея выкупа - это миссионерская идея, понятная как иудеям, так и язычникам, приносивших Богу различные жертвы.
В Иудаизме это идея не выкупа, а очищения..

Цитата
Да, Христос - это жертвенный Агнец, но Его жертва - это не плата на рынке, а примирение в Себе нас с Богом.
Не фантазируйте!

Человеческое жертвоприношение,- по Святому Писанию,- есть мерзость пред Всевышним! А потом, жертвовали козлом отпущения, а не агнцем...
Изменено: Олег Гаон - 19.03.2015 20:50:55
Цитата
Олег Гаон пишет:
Не фантазируйте!
Человеческое жертвоприношение,- по Святому Писанию,- есть мерзость пред Всевышним! А потом, жертвовали козлом отпущения, а не агнцем...
Странное, однако, возражение - особенно в свете слов св. ап. и ев. Иоанна:
"Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира" (Ин. 1,29)
Козёл отпущения - он и отпускался (в пустыню), агнец же (пасхальный) изначально стал символом Исхода в страну Обетованную (Небесный Иерусалим).
В Рим.3,24-25 весьма чётко сказано: "получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления..."
Да, выражение отдаёт некоторым юридизмом (что свойственно было ветхозаветному иудаизму). Но хочу заметить, что в нашем Символе веры догмат об Искуплении не сводится к одной только крестной жертве. Он начинается со слов: "Нас ради человек, и нашего ради спасения..." и включает в себя все спасительные деяния, как Воплощение, Распятие, Воскресение, Вознесение и ниспослание Духа Святого (без чего нет Церкви, как источника спасительных таинств).
Изменено: Виктор Константинов - 30.08.2015 21:22:14
Цитата
прот. Рустик пишет:
Искупитель и Спаситель - это синонимичные наименования Христа
Цитата
Олег Гаон пишет: Такие понятия как Искупитель и Спаситель взяты из иудейской философии.
Цитата
Виктор Константинов пишет:в нашем Символе веры догмат об Искуплении не сводится к одной только крестной жертве
Уважаемые, не допускаете ли вы возможности существования идеи о том, что Бог простил Адаму и Еве их грех, тогда необходимость в искупительном самопожертвовании Иисуса Христа снимается.
Цитата
Умка пишет:
Уважаемые, не допускаете ли вы возможности существования идеи о том, что Бог простил Адаму и Еве их грех, тогда необходимость в искупительном самопожертвовании Иисуса Христа снимается.
Умка, прощение Богом личных грехов первых людей (Адама и Евы) не снимает проблему последствий их личного греха, то есть проблему первородного греха (или первородного повреждения), а именно смертности потомков первых людей и наследования этими потомками повреждённой грехом человеческой природы (страстность, аскетическое понятие "плоть"). Сын Божий, родившись от Девы и став Новым Адамом, через Свой искупительный подвиг (рождение, крещение, распятие и воскресение) восстановил нашу природу в её первозданной целостности. Кроме Него этого сделать никто не мог.
Изменено: Странник - 07.02.2017 18:41:51
Отец Рустик! Давно мы не пишем на форуме... Но однажды, не так давно, очевидна стала нужность и полезность тех усилий, которые мы ранее здесь приложили. Прежде всего эти усилия были полезны для нас самих - в том, чтобы научиться ясно мыслить в стройной и выверенной логике богословия. И огромный вклад в это дело просвещения вложили Вы.

Не побоюсь такой патетики, потому что в данном случае ее вовсе не стесняюсь.

Пусть на форуме много оффтопа (можно взяться и отмодерировать, очистив форум от ...). Но по качеству диалогов и наполнености, важности, нужности - он ценен.

Недавно пришлось кратко изложить ответ по вопросу, зачем православные причащаются и зачем умер Христос. Почему-то больше ответить было некому, на огромном православном ресурсе. Ну и пришлось взяться за старое и, коряво, отвыкнув от нашего уровня обсуждений, я все же сделала это, предварительно почитав наш форум.
И в результате поняла: мы все благодаря Вам, задавшим тон и уровень дискуссии, были огромные молодцы :sm12: .
(Объясняли далекому от христианства человеку, зачем мы причащаемся)

Вот что там получилось...

Человек такое существо, которое не может просто так что-то делать, ему нужно понимать смысл. От отсутствия смысла можно впасть в состояние прозябания, апатии, бездействия.
И продолжать жить дальше человек может только тогда, когда он знает – зачем.
У кого-то это зачем заложено в душе изначально, в ощущении мироздания и в настроении. А у кого-то настройки – сбиты. Причины этого могут быть различны, но мы не уполномочены судить друг о друге и особенно о грехах.
Но существуют для этого логические словесные формулировки, чтобы было понятно ЗАЧЕМ. Чтобы то, что должно быть ясно каждой душе безусловно, понятно как понятен любимый человек в момент душевной близости, было выражено через костыли логики.
Попробую дать образные пояснения по первому вопросу (Зачем умер Христос). Более выверенные и точные объяснения существуют в учебниках догматики. Поправьте меня, если это необходимо.
Изменено: Ботаник - 08.06.2017 21:16:02
Представьте, что у Вас был брат. Вместе вы возрастали умом и душой, играли, смеялись и переживали трудности. Вы срослись друг с другом настолько, что разлучись – потеряете так много, что вряд ли сможете быть такими же, как прежде – в полноте счастья, разделенности, взаимопонимания, в диалоге и взаимном росте.
Но случилось так, что вы поссорились: кто-то из вас предал, бросил, ушел. И даже если один из вас в душе простит, то это не вернет прежних отношений и прежних вас, тех искренних и добрых. Это очень больно: вы понимаете, что существовать БЕЗ - это не полнота жизни. И замены этим отношениям найти не возможно , потому что вы изменились изнутри, потеряли чистоту и доброту сердца.
Такое нечасто, но случается в мире - это отношения любящего родителя и сына, отношения любящих супругов или друзей детства. Это отношения любви.

И когда эта любовь убита или ее вообще нет, человек попадает в ад.
Вот так и Адам когда-то имел полноту счастья в Раю и по любви к Богу, по единению с Ним имел свободу реализовывать потенциал, заложенный в своей природе. Разве мы не становимся свободнее там, где видим смысл своих поступков, где нас любят и мы знаем, для чего мы живем?

Но та первая и насущная любовь была разрушена предательством: Адам по наущению змия не только заподозрил сотворившего его Бога в том, что Бог обманывает его, не разрешая вкушать от Древа познания добра и зла, но и после проступка солгал Тому, Кто был источником его жизни. Это был низкий и малодушный поступок, показавший, насколько безвозвратно изменился Адам. Он так изменился в душе, а следственно и во всей своей природе (дух, душа и тело у нас взаимосвязаны), что потерял бессмертие, стал подвержен болезням.

Зло живет там, где нет Любви, а значит, теряется осмысленность, одухотворенность всего существующего, сотворенного изначально нужным и добрым.
Изменено: Ботаник - 08.06.2017 21:17:55
Бог всегда ищет, как простить и помиловать человека. Но Он сотворил человека свободным и не может без его воли и усилий восстановить, спасти прежнего Адама. И падший Адам не имеет в себе сил спасти себя самого. Значит, спасение человека может осуществиться лишь вместе, синергически, говоря языком догматики, совместной волей Бога и человека.

И поэтому Бог обещает Адаму Спасителя и Искупителя , которого пошлет в человеческий мир. И посылает не пророка, но Сам приходит и становится человеком. Искупление не сводится к одной только крестной жертве. В Символе Веры о нем говорится, начиная со слов: "Нас ради человек, и нашего ради спасения...", оно включает в себя все спасительные деяния, как Воплощение, Распятие, Воскресение, Вознесение и ниспослание Духа Святого (без чего нет Церкви, как источника спасительных таинств).
Так Бог воспринял человеческую природу и прошел весь путь человеческой жизни, заканчивающийся смертью. Ему нужно было и умереть, потому что Его безгрешного, а значит, не подвластного смерти, смерть и ад не могли удержать (вот почему в Пасхальном каноне мы поем: «Христос воскрес из мертвый, смертию смерть поправ»). Так в Себе Христос восстановил падшую человеческую природу. А крестной смертью он показал, насколько Бог любит нас и какую жертву готов за нас дать, что готов душу Свою положить за друзей Своих . Распятие осуществилось в мире как факт скорее политический (Христа нужно было распять якобы для предотвращения волнений в народе ), но Бог не сопротивлялся этому беззаконию, потому что Ему предстояло пострадать, а затем воскреснуть.
И через Христа мы, христиане, любящие Бога, а значит не отделимые от жизни в Нем, как ветви от Лозы, имеем Жизнь Вечную.

Образом этого в человеческой мирской жизни является причастность человека тем, кого он любит всей душой, чаще это близкие родственники и друзья. Человек не может жить без любви и любовь является источником и условием полноценной жизни. И через этот образ мы стремимся к любви святой, христианской.

Через любовь к Богу и единение с Ним через Таинства мы имеем в душе Духа Святого.
Целью нашей христианской жизни является стяжание Духа, которого посылает Бог любящим Его и трудящимся над самими собой, чтобы соблюдать Его заповеди. А заповеди эти призваны привести нас ко спасению, восстановлению изначально сотворенной Богом человеческой природы.
Через Причастие, к которому мы приходим через Исповедь и очищение души, через труд над собой, мы приобщаемся Христу мистическим образом, воспринимаем Его спасительную Жертву ради нас, Жертву любви, которой Бог возвел Мост через непреодолимую пропасть, воздвигнутую падением Адама.

Если Бог до того любит нас, что Сына Своего послал на землю, то Он только и ждет того, что мы ступим по этому Мосту и придем к Нему.

Мост же этот – Церковь, о которой сказал Христос ("Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф. 16 ). В Церковь мы приходим с больной и падшей природой, но через Таинства ищем исцеления, приобщаемся ко Христу, стремимся обрести Царствие Небесное.
Изменено: Ботаник - 08.06.2017 21:39:52
Причащаются же по-настоящему только те, кого принимает Христос. Они ощущают в душе после Причастия такие благодать, мир, радость, каких нет в мире. Этот внутренний мир нельзя объяснить логически и материально, и принимающие Причастие не ищут других доказательств.

Когда человек после Причастия ощущает близость к Богу в душе, то он не стремится рассказать об этом, но хранит как драгоценное сокровище и старается сберечь эту благодать как можно больше, храня душу от малейшего прегрешения.

Вот поэтому Церковь существует 2 тысячи лет и в нее будут приходить люди, и что бы ни было, эти люди будут знать, зачем им нужна Церковь.
Это знание подобно возгласу апостола Филиппа, которому Господь сказал: "Я видел тебя под смоковницей" (Иоанна, 11:47).
Я повторила это краткое изложение здесь, потому что все вышесказанное по содержанию взято с данного форума. И думаю, этот форум - школа диалога и рассуждения.
Изменено: Ботаник - 08.06.2017 22:09:45
Цитата
Ботаник пишет:
И думаю, этот форум - школа диалога и рассуждения.
С этой целью он и создавался. Если наш форум принесёт кому-то пользу, значит мы не зря здесь потрудились, даже несмотря на то, что в последнее время у нас в общении резко упала активность и наступил период молчания. Видимо всему своё время.
Да, всему свое время.
Хотелось в вышесказанном акцентировать внимание на то, что только Христом мы обретаем жизнь вечную. Мы не знаем точно про людей иных конфессий, то ведает один Бог. Но для нас ясно, что Христос в человеческой природе преодолел смерть, и те, которые причастны Ему, в Нем обретают жизнь.
Т.е. человек не сам по себе спасается, а только с Богом.
Поэтому мы причащаемся и в этом Таинстве выражается сущность жертвы Христовой и нашего спасения.
Изменено: Ботаник - 13.07.2017 10:19:47
Аминь.
Страницы: 1

Форум